Когда Анна Николаевна пришла в этот мир, то иметь много детей, как бы сейчас сказали, было не очень-то модно. Поколение, пережившее войну, холод и голод, хотело дать своим чадам всё самое лучшее, вот в семьях и было по одному или два ребёнка. Начало шестидесятых годов в нашей стране ознаменовано началом развитого социализма. С лёгкой руки М.С. Горбачева эти годы, были обозначены как «годы застоя». А для вновь рождённого поколения эти годы являли собой пору счастливого, «золотого» детства.

Так и Анна Николаевна, вспоминая свое детство и юность, говорит о них с большой теплотой и ностальгией. Она была вторым ребёнком в семье. Её родители переехали в Шую из деревни, где имели свое хозяйство. Именно в этот период была развёрнута в стране политика переселения жителей из мелких сельских населённых пунктов в крупные и сосредоточение в них основной части сельского населения, сельских производственных и социально-бытовых объектов. Самым негативным социальным последствием этой политики стал значительный ущерб, нанесённый сельской инфраструктуре.

Папа, Николай Иванович, устроился работать в СМУ, освоив профессию штукатура. Мама, Клавдия Петровна, сначала работала буфетчицей, а потом в тресте столовых. Родители знали друг друга с детства, учились в одном классе. Когда им было по девять лет, началась ВОВ. Отец папы прошёл Финскую войну и погиб в начале Великой Отечественной. А мамин папа пропал без вести, когда советские войска уже гнали фашистов с нашей земли.

Анна Николаевна вспоминает, что разговоры о своём тяжёлом, недетском детстве родители не любили. Но иногда, во время больших праздников, когда вся большая родня собиралась за столом (у мамы Николая Ивановича было шесть человек братьев и сестёр), со слезами на глазах вытаскивали из памяти то, что врезалось в нее намертво. Голод — вот самое острое и жуткое воспоминание тех лет…
Анна Николаевна была очень самостоятельным ребёнком. По её словам, она уже с детства проявляла любопытство и наблюдательность. Бабушка имела традицию печь по выходным пироги, вставая с рассветом, чтоб поставить опару. Проснувшись, маленькая Аня сидела около бабушки и внимательно следила за процессом «рождения» пирогов. Поэтому, когда пришло время самой готовить, живя отдельно во время учёбы, у неё была большая практика и приличный набор знаний, как сварить суп, кашу, закрутить компот или заготовить на зиму соленья.

Сравнивая своё детство с сегодняшним днём, Анна Николаевна вспоминает, как её поколение ходило на речку плавать, бегало по соседским улицам и много ещё чего вытворяло, о чем родители даже не догадывались. Учась в школе, мечтала наша героиня быть учительницей. Подружки во дворе всегда были ученицами, а Анна Николаевна строгим педагогом. У неё был настоящий учительский журнал, куда она ставила всем «5» и «4» за придуманные ею задания. А ещё очень любила шить. Все девочки в её детстве играли в куклы и пупсиков. С новой куклы снималось ее нарядное платье и ждало особого случая, на выход. А для игры вся одежка шилась руками юных хозяек.

Был такой курьёзный случай. Дома стояла ножная машинка «Зингер». Около неё было много разных лоскутков. Спросив у мамы разрешения, выбрала Аня самые большие и красивые да и сшила кукле очередную обновку. Позже выяснилось, что это был готовый крой, который дочь «испортила», за что получила нагоняй. Кстати, получить по заднему месту ремнём или тяжёлой отцовской рукой имело место, но строго в воспитательных целях.

Когда пришло время выбирать профессию, Анна Николаевна долго металась. Дорог и возможностей с её аттестатом было много, но выбрала она текстильный институт. О студенческих годах вспоминает так: «Учиться было нелегко, но весело и интересно!»

По окончании вуза в советские времена новоиспечённые специалисты распределялись по всему Союзу. Чем «краснее корочки», тем лучше было направление на работу. Хоть закончила Анна Николаевна институт не с красным дипломом, но в списках на распределение стояла в первой двадцатке. Началась новая жизнь в новом городе братской республики.

Наманган считался вторым по значимости городом после столицы Ташкент в Узбекистане. На текстильном предприятии в многонациональном коллективе проработала Анна Николаевна вплоть до развала Советского Союза. У неё уже была семья. Муж, Сергей Ильич, родился и вырос в Средней Азии, у него в республике оставались родители, родня и друзья, когда он принял решение ехать на родину жены. По возвращении в Шую надо было начинать всё заново.
Имея специфическую профессию (теперь это называется дизайнер) Анна Николаевна не смогла продолжить работать по специальности — фабрики разваливались одна за другой. Муж ездил в столицу на заработки, а жена занималась сыном. Работая в Подмосковье у «нового русского» , Сергей Ильич посоветовал шефу озеленить его участок и предложил в качестве дизайнера свою супругу. Сказать, что Анна Николаевна переживала, значит, промолчать. Боялась страшно. Ведь Интернета, красивых журналов и передач ещё не было. Полагаясь на собственный вкус и штудируя имеющиеся печатные издания, принялась Анна Николаевна творить на поприще озеленения.

Жили с мужем тут же, в домике для рабочих, лишь на выходные приезжая в Шую. Слухами земля полнится. Оставшись довольным проделанной работой, хозяин порекомендовал новоиспечённого дизайнера своим друзьям — так и появились другие клиенты. Наработав опыт и деньги, супруги открыли свою фирму. К тому времени уже появился Интернет, и разрабатывать проекты и дизайн стало легче. Теперь Анна Николаевна могла руководить процессом не выходя из дома. Единственный сын Илья пошёл по стопам мамы, тоже став дизайнером.

Сейчас родители передали наследнику своё дело, а сами наслаждаются деревенской жизнью, купили домик в районе. В маленькой деревеньке занимаются они огородом и садом, а ещё общаются с внуками, приезжающими на каникулы. Не оставляет Анна Николаевна и творчество. Бывает, сошьет для куклы наряд или придумает затейливую игрушку, чем очень радует внучку.

Не все люди, попавшие в жернова перестройки, смогли преодолеть проблемы, адаптироваться в новых реалиях. Про Анну Николаевну и Сергея Ильича хочется сказать: два сапога пара. Они являются опорой друг для друга и в горе, и в радости. Путь длиною в 38 лет был богат на события, которые можно и нужно описать, чтобы поделиться с подрастающим поколением.

Есть у Анны Николаевны маленькая мечта. Очень хочется ей, чтобы внучка продолжила то, что не удалось ей воплотить по известным причинам — заниматься моделированием одежды. «Но, это мечты, а как дальше сложится — одному Ему известно», — сказала Анна Николаевна, указывая на небо. Желаем, чтобы мечты сбывались, тем более когда к этому прикладываются усилия и в семье царит творческая атмосфера.

Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.