И снова о схемах кибер-мошенничеств при обмане граждан
В мире всегда существовали мошенники, которые умудрялись похищать средства и ценности в самых разнообразных масштабах. Постепенная информатизация в мире привела к появлению нового вида злоумышленников — «кибермошенники».
В 2023 году было зарегистрировано преступлений данной категории 181, из них раскрыто 48.
МО МВД России «Шуйский» в очередной раз предупреждает жителей и гостей города и Шуйского района — не стоит верить всему, что вам говорят по телефону неизвестные вам люди. Одни из самых распространённых видов мошенничеств, на которые все чаще попадаются граждане, теряя свои денежные средства и имущество.
«На вас пытаются взять кредит»
Одина из самых популярных схем обмана — «звонок из Центробанка, МВД России, Прокуратуры, ФСБ России и СУ СК России». Чаще звонят через мессенджеры, чтобы вместо номера определялся аккаунт, на аватаре которого — российский герб и название организации (хотя с физическими лицами Центральный банк не работает вообще). По телефону говорят, что кто-то пытается получить на вас кредит, и, чтобы не платить по чужим долгам, эти кредитные деньги нужно срочно забрать в отделении банка или перевести на «безопасный счет». В данном случае ни в коем случае не надо оформлять кредит и уж тем более переводить денежные средства неизвестным вам лицам.
«Фейковые СМС от банка»
Злоумышленники присылают на номер жертвы СМС с текстом о том, что карта заблокирована. В конце указывают номер телефона, по которому нужно связаться с якобы сотрудником банка. Доверчивый пользователь звонит по номеру и попадает на мошенника, впоследствии выполняя его просьбы и, сам того не замечая, передает свои конфиденциальные данные и денежные средства.
«Дешевые товары на интернет-досках и онлайн-магазинах»
Человеком часто движет желание сэкономить, чем пользуются мошенники. Они регулярно размещают товары на сайте объявлений по очень выгодной цене, которая может быть на 30-40% ниже среднерыночной. Единственным условием покупки является внесение небольшого аванса на карту. После получения предоплаты исчезает не только «продавец», но и объявление с сайта. Здесь нужно быть очень внимательным, заказывая товары в новом магазине, который продаёт по выгодным ценам. Очень часто пользователи заказывают товар, внося предоплату, и в итоге не получают ни посылки, ни денег. Проверяйте юридический адрес магазина, лицензии и ищите отзывы реальных покупателей.
«Установка приложения на смартфон»
Практически каждый современный человек пользуется смартфоном. Это еще одно поле деятельности для кибермошенников. Одним из вариантов хищения личных данных является установка вредных приложений под видом обычных программ. Загружайте приложения на телефон только из официальных магазинов приложений Google Play и App Store.
«Кибермошенничество в соцсетях»
Нужно быть максимально внимательным при участии в различных опросах. Очень часто мошенники проводят опросы под видом одного из популярных банков, маркетплейсов, интернет магазинов предлагая в конце разыграть приз. Чтобы подтвердить получение выигрыша, мошенники просят отправить определенную сумму на их счет для подтверждения, что якобы лицо является их клиентом. Никогда не отправляйте деньги третьим лицам под предлогом участия в розыгрыше призов. Организации никогда не требуют подобных действий.
«Обман на фриланс-услугах»
Удаленная работа стала источником дохода для десятков миллионов людей по всему миру. Довольно часто можно встретить объявления и целые сайты, посвященные простому и быстрому заработку. Вам предлагается гибкий график, приличное вознаграждение и даже соцпакет. Чтобы начать работу, с вас могут потребовать небольшую плату за обучающие материалы или доступ к заказам. Когда мошенник получит деньги, то, скорее всего, вы не увидите ни работы, ни обучающих материалов. На большинстве фриланс-биржах начать работу можно абсолютно бесплатно.
«Работа в крупной компании, чаще всего на маркетплейсе»
Мошенники рассылают сообщения от имени менеджеров крупных компаний и маркетплейсов о том, что нужно делать. Поначалу не очень понятно, но для работы достаточно смартфона с выходом в интернет. Потолка зарплаты нет — сколько успеете наработать, столько и получите.
Для начала просят написать менеджеру в известные мессенджеры: «Телеграм», «Вотсап» и «Вайбер». Менеджер рассказывает, что компания или маркетплейс нанимает людей, которые будут выкупать товары через специальный сервис для сотрудников, а потом сразу же продавать его компании. Предлог может быть любым: якобы так компания или маркетплейс стимулирует продавцов, анализирует спрос на товары или тестирует сервис.
Чем дороже товар, тем больше обещают заплатить. Правда, выкупать придётся за свои деньги: мол, так устроен сервис, ничего не поделаешь. В качестве тестового задания предложат выкупить и продать товар за несколько сотен рублей. Особо коварные мошенники после этого и правда переводят на карту «сотрудника» бонус — это повышает доверие к схеме.
После этого суммы повышаются. Но «заработок» уже не вывести: якобы для этого нужно выкупить товаров на определенную сумму. Если человек на это соглашается, возникают новые проблемы: «работодатель» попросит заплатить за оформление зарплатной карты, доступ к рабочей программе или помощь менеджера. И денег после этих операций точно больше не переведут.
«Использование сервиса «авто-доставка»
Это один из самых ходовых путей обмана в настоящее время, со множеством ответвлений. Не взирая на разнообразие схем мошенников, «авто-доставка» всегда начинается одинаково. Первоначальные действия злоумышленников — это установление контакта с клиентом, который проживает в другом городе. У него получают номер телефона для связи и переводят общение вне чата Авито.
Первичная цель — построить диалог в мессенджерах, так мошеннику удобнее манипулировать. Далее в ходе беседы злоумышленник оценивает степень доверчивости и уровень знания системы торговой площадки потерпевшим. Соответственно мошенник обозначает себя человеком, готовым купить или продать (в зависимости от выполняемой роли) имущество, так как его устраивают все условия. Манипуляторы направляют свои замыслы против лиц, слабо знакомых с правилами сайта (стоит заметить, что описание сервиса «Доставка» громоздкое и чрезмерно замысловатое). Им сбрасывается беспорядочный массив информации о правилах (ссылки на странички, репосты, инструкции). В итоге махинатор берется выполнять роль персонального консультанта в вопросах совершения купли-продажи. В этом процессе человека переводят на фейковый сайт, внешне имитирующий площадки Авито/Юла и т.п. (обычно скидывают ссылку на мобильник). На этих фиктивных сайтах предлагается совершить действия, похожие на поведение на подлинных сайтах, но с отклонениями. Так как потерпевший не сведует в этих вопросах, то обмана не замечает. Либо потерпевшего просто сбивают с толку, отвлекают внимание, понуждают к совершению сделки второпях.
Мошенники всегда реализуют целый комплекс мер, чтобы вас обмануть: придумывают правдоподобные оправдательные истории и даже скидывают «доказательства», давят на эмоции, торопят, искусственно создают ажиотаж и другим образом обрабатывают психику. Их задача — поставить вас в такие условия, когда мысли об обмане у вас возникнут в последнюю очередь.
Несколько важных правил:
- Не совершайте действий по счету, если вам звонят с предложением совершить какой-либо перевод.
- Если вам позвонил «сотрудник банка», «сотрудник правоохранительных органов», никогда не сообщайте CVV, кодовое слово или код из смс. Как только вы услышали подобную просьбу — спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок.
- Связывайтесь с банком по номеру, указанному на банковской карте или на официальном сайте. Игнорируйте подозрительные смс с номером и с просьбой перезвонить в банк.
- Внимательно следите за приходящими смс о блокировке или перевыпуске сим-карты.
- Не делитесь в интернете, соцсетях информацией клиентом какого банка вы являетесь, не публикуйте фотографии и сканы ваших документов и банковских карт.
- Не стоит переходить по подозрительным ссылкам и открывать подозрительные файлы, документы.
- Используйте для онлайн-покупок, расчетов в интернете отдельную банковскую карту. Не оставляйте данные своей банковской карты на подозрительных ресурсах — это может быть фишинг.
- Используйте сложные пароли — разные для всех устройств и ресурсов.
Универсальное правило которое может вам помочь: если у вас просят деньги, чтобы дать вам денег, — это мошенники.
УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ !!!! БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ !!!!
Если в отношении Вас
совершено преступление, следует незамедлительно обратиться в Дежурную часть МО МВД России «Шуйский» по телефонам:
- 8 (49351) 3-17-27;
- 8 (49351) 3-25-99;
- 8 (49351) 3-82-26 — факс.