«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор», —
Ф. Жанлис
«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить!» —
Ф. Вольтер

С появлением в нашей жизни компьютера и интернета современное общество столкнулось и с огромной проблемой — кризисом чтения. А он, в свою очередь, явился одной из причин снижения духовно-нравственного уровня современной молодёжи. Среди форм проведения досуга гаджеты стали занимать ведущее место, вытесняя интерес к чтению у подрастающего поколения.

Не только молодежь, но и мы сами — родители, ведем общение друг с другом через интернет — площадки чаще, чем в реальной жизни. Причем, это общение происходит на довольно примитивном уровне, и свои мысли и чувства подростки выражают с помощью жаргона, инвективной лексики, а также невербальных средств, которые сегодня обретают всё большую популярность (смайлы, стикеры, мемы). Это постепенно приводит к упрощению развития личности ребёнка, утилизации его сознания, невосприятию культурного фона. Ещё одной из основных причин читательского кризиса среди юного поколения является отсутствие примера родителей, которые сами не читают и, следовательно, не воспитывают у детей эти навыки.

Красной нитью в сознании ребенка должна быть обозначена мысль — «чтение — лучшее учение». Нельзя не согласиться и с великим педагогом В.А. Сухомлинским в том, что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни. Только читая, дети обогащают свой словарный запас и представление об окружающем мире.

Ирина Николаевна Смирнова полюбила чтение ещё до школы. В начале семидесятых годов, она, посещая выпускную группу детского сада и осознавая, что пойдет уже в школу, теребила вечерами маму, с которой они изучали букварь. Эти моменты соприкосновения к таинству, что из разных букв можно сложить огромное множество слов, остались с ней до сего дня. И бесконечно благодарна она своей маме, которая после работы и домашних дел, всегда с желанием учила дочку азам грамоты.
В первый класс Ирина Николаевна пошла уже с навыком чтения по слогам. А после экскурсии в школьную библиотеку вернулась домой с первой взятой книжкой. Её она помнит до сих пор — это была сказка «Репка». И, конечно же, прочитана она была «за пять минут», а больше времени было потрачено на то, чтобы обложить газетой, как велела библиотекарь. Да и саму книгу ей выбрала работник библиотеки, а маленькая Ира, в силу скромности, не смогла отстоять другую, выбранную ей самой. «Репка» пролежала дома до срока, указанного на приклеенном листочке и в сохранности была сдана обратно. А потом уже был поход всем классом в Детскую городскую библиотеку, которая находилась у магазина «Светлячок». После школьной библиотеки первоклассница Ира была потрясена количеством книг и масштабами залов, где она станет частой гостьей. Несмотря на то, что жила Ирина Николаевна на Северных улицах и путь до библиотеки был неблизкий, она с завидным постоянством, опережая проставленные сроки, бежала туда за новыми историями. Чтобы сократить путь, все ходили по тропке вдоль берега Тезы, минуя подъём в гору через Киселевскую больницу. И тропинка эта не «зарастала» ни зимой, ни летом. Свою тягу к чтению Ирина Николаевна никак объяснить не может. Сказать, что в её семье читали все, значит слукавить. За старшим братом она этого не замечала, а вот папа — читал. Николай Фёдорович брал книги в библиотеке только в зимние месяцы — время затишья от огородных и хозяйственных дел. А мама, Александра Павловна, выписывала себе журналы «Работница» и «Здоровье», которые любила почитать и дочка.
Так, постепенно мы и подошли к любимому писателю. Не трудно догадаться, что увлекала из школьных предметов, главным образом литература. Ирина Николаевна любила всё: учить стихи, отрывки из рассказов, пересказывать и писать сочинения о героях. Но когда в старших классах программа дошла до Фёдора Михайловича Достоевского и его «Преступления и наказания», то мир Ирины Николаевны перевернулся. И спустя время она поняла, что огромную роль в этом сыграла учительница литературы. Галина Александровна Тихомирова умела так преподнести материал, что дома оставалось лишь закрепить урок — всё было «разжевано и в рот положено».
Возвращаясь к Достоевскому. Кто читал сей роман, тот поймет, почему столько противоречивых чувств к главному герою испытывает читатель. «Психологический триллер — наверно, можно и так обозначить сейчас это произведение. А тогда, в свои шестнадцать лет, я то жалела Раскольникова и сочувствовала ему, то негодовала и ждала от него раскаяния», — вспоминает Ирина Николаевна. Конечно, потом она ещё не раз будет перечитывать это гениальное творение о добре и о совести, и каждый раз открывать для себя и Родиона, и Соню, и самого автора.

Ирина Николаевна, несмотря на любовь к литературе, поступила учиться на бухгалтера — мама посоветовала профессию, которая в любые времена будет востребована. Сейчас, официально находясь на заслуженном отдыхе, Ирина Николаевна ведёт бухучет в фирме сына и продолжает читать. «Никакие электронные носители не смогут мне, человеку советской эпохи, заменить бумажные книги. Я и покупаю что — то, но чаще беру в библиотеке или у друзей. Своих внуков читать тоже научила я и надеюсь, что это они не растеряют — читать, думать, размышлять и иметь своё суждение», — так подвела черту нашей беседе Ирина Николаевна.

Хочется закончить разговор о необходимости чтения некоторыми данными.

Каждый третий человек, согласно статистике, обеспокоен потребностью сохранения молодости и продления жизни.
Но ответ на этот вопрос давно найден и лежит на самой поверхности:
регулярное и вдумчивое чтение по многим пунктам способствует качественному улучшению жизни людей. Хотите быть здоровым — читайте!

Большинство людей по опыту знают, что чтение является отличной формой развлечения, но могут и не осознавать: чтение может помочь снизить уровень стресса. Этот факт, хотя и кажется странным, но само действие и сосредоточенность на письменном слове могут помочь освободить ваш разум от беспокойства и тяжелых мыслей, полученных в течение дня. Отвлекая свой ум от стресса, вы можете расслабиться и позволить ему исчезнуть. Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Ничуть, это реально так.

Кроме очевидных ответов на вопрос: в чем польза чтения, можно сказать, что такой вид досуга предотвращает быстрое старение организма и предупреждает развитие болезни Альцгеймера.
Ну, и как сказал «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин:
«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная!»

Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.