«Швейная машина соединяет то, что разрезали ножницы, плюс всё, что встречается на ее пути!»
Мейсон Кули
Шитье — это ремесло крепления или прикрепления предметов с помощью стежков, сделанных швейной иглой и нитью. Это одно из древнейших текстильных искусств, возникшее еще в эпоху палеолита. Археологи полагают, что до изобретения прядения пряжи или ткачества люди каменного века по всей Европе и Азии шили меховую и кожаную одежду, используя швейные иглы из кости, оленьего рога или слоновой кости и «нитки», сделанные из различных частей тела животных, включая сухожилия, кетгут и жилы.
Швейное дело — это часть истории человечества. В древности шитье было необходимым навыком для выживания. С течением времени швейное дело стало промышленностью, производящей одежду, обувь, текстиль. Существуют различные направления швейной промышленности, такие как массовое производство, кастомизация и ручная работа. Это дает возможность творчески проявить себя и создать уникальные вещи, которые отражают индивидуальность и стиль каждого человека.
Сегодня же шитье – это и искусство, которое применяется в различных отраслях, включая моду и текстильную промышленность.
В качестве ремесла или хобби шитье породило сообщества, которые любят работать вместе, чтобы создавать красивые вещи. Несмотря на то, что большая часть одежды производится массово, шитье и выстегивание по-прежнему остаются приятным занятием.
Вот и для Веры Фёдоровны Тепловой любовь к шитью зародилась ещё в детстве. Возможно, этому способствовало то, что и обе бабушки, и мама владели этим ремеслом. Конечно, в летнее время взрослым было не до шитья — огород, хозяйство, живность. А вот с наступлением холодов мама всегда что-то строчила на ножной машинке «Зингер» или, сидя перед телевизором, обметывала вручную края сшитого. Эта машинка была бабушкиным приданым, и на ней было сшито бесчисленное количество одежды — начиная от простой юбки и заканчивая зимним полушубком. У бабушки Дуни муж погиб в самом начале советско-финской компании (война с Финляндией в период 1939- 1940гг). Осталась она вдовой, а маме Веры на тот момент ещё не исполнился и год. В деревне, где жила баба Дуня, почти все были родственники, поэтому овдовевшую женщину в беде не оставили — помогали, как могли. Да и сама бабушка была дельная — шить умела хорошо и аккуратно.
Вера Фёдоровна полагает, что уметь и любить шить передаётся в их роду по женской линии из поколения в поколение, как вирус (смеется). Сейчас, оглядываясь назад и прокручивая «киноплёнку» своей жизни, она явно видит, что машинка выручала, а чаще, просто спасала в трудных, жизненных ситуациях. Как и многие женщины советской поры, мама Веры Фёдоровны — Татьяна Семёновна — имела запасы тканей. В привезённом из деревни сундуке бабушки Дуни вместе с вонючим нафталином хранились отрезы ситца, штапеля, сатина и сукна. Всё постельное белье, ночные рубашки, «семейные трусы», платьица для маленькой Веры мама шила сама. У бабушки с возрастом упало зрение, поэтому она уже ничего не шила, но без дела сидеть не могла. Она рвала старые тряпки на ленты и вязала крючком круглые коврики, которые были в доме везде: на полу, стульях, табуретках и на лавочке перед домом.
Школьные годы Веры Фёдоровны выпали на семидесятые годы двадцатого века. Дефицит всего и вся, и уж тем более модной одежды. Но благодаря маминым «связям», которые, конечно, были у всех в нашем маленьком городке, и её таланту шить — восьмиклассница Вера одевалась по «журналам мод». Да и сама модница к 16 годам уже неплохо шила. «За что я благодарна маме, так это за доверие. Например, увидела где-то блузку или юбку и загорелась, себе такую же модель. Выбирали с мамой из запасов нужную ткань и… шей! Видя иногда страх в моих глазах перед раскроем, мама успокаивала: ничего страшного, если испортишь – учиться-то надо!»
К окончанию восьмого класса, вопрос «куда пойти учиться» перед Верой Фёдоровной не стоял — швейное училище. Учеба нравилась, группа, состоящая из девчонок и двух мальчишек, была дружная. «Самая прекрасная пора! И вроде бы ты уже взрослый, но ещё зависишь от родителей, которые относятся к тебе, как ко взрослому… ну, беззаботная пора, что ли!» — так характеризует Вера Фёдоровна годы учебы. Но закончилось «золотое» время, и начались трудовые будни. В коллектив кохомского ателье молодую девушку приняли душевно. Вере Федоровне работа тоже нравилась — не было монотонности, всегда что-то новое. Но ей хотелось не только шить, но кроить и моделировать. Поэтому через год начинается заочное обучение в институте.
Вот иногда смотришь на человека и думаешь: то ли он трудности любит, то ли они его? Этот период жизни Вера Фёдоровна называет самый счастливый и самый трудный одновременно. Помните героиню Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит», когда она, ложась спать, переставляет стрелки будильника? Именно так и было в жизни нашей Веры. Она вышла замуж, родила ребенка, училась и работала. Но рядом с Верой Фёдоровной были её любимые и родные, заботу и помощь которых она чувствовала. После дождя тучи всегда расходятся. Так и в жизни человека — всё течёт и меняется. Жизнь входит в размеренное русло: работа, семья. К этому времени у Веры Фёдоровны сложился «коллектив клиентов», которые периодически шили у неё одежду. Муж Валерий работал на грузовике, часто уезжал в командировки, но рядом всегда была мама, которая помогала и по дому, и с дочкой. В смутное время девяностых годов на работе начались и перебои с клиентами, и другие трудности, вынудившие Веру Фёдоровну уйти. Она продолжала время от времени шить заказы дома, заниматься огородом и пробовать силы в животноводстве — откармливать поросят на мясо. Её мама всегда приговаривала, что никогда не надо опускать руки — они даны нам, чтобы делать дело сегодня, думая о завтра.
С появлением интернета Вера Фёдоровна нашла себе и новое увлечение. Как экономная и запасливая хозяйка, она никогда не выбрасывала обрезки тканей, и их скопилось за годы немалое количество. Вот и дождались они своего часа — их хозяйку увлекло лоскутное шитье. Да не просто лоскутик к лоскутику, а чтобы и композиция, и смысл. Благодаря интернету и социальным сообществам Вера Фёдоровна освоила разные приёмы, вникла в профессиональные детали этой техники, а главное — подружилась с огромным количеством, как оказалось, таких же рукодельных женщин. На поверку выходит, что лоскутное шитье очень популярно как в современном мире, так и у нас в России. Практически, начиная с конца 90-х годов проходят ежегодные фестивали и выставки изделий мастериц лоскутной техники. А уж последние годы «мода» на лоскутные изделия буквально ворвалась в нашу жизнь. И это не только традиционные покрывала и одеяла, но и все виды одежды, сумок и аксессуаров.
Дочка Анна тоже умеет шить, она закончила наш текстильный институт. По профессии — дизайнер. Сейчас с семьёй живёт в северной столице и занимается продвижением собственного проекта.
«Пока позволяет зрение и руки держат иглу — буду шить!» — так резюмировала свои планы на жизнь Вера Федоровна, добавив, что наша жизнь очень схожа с лоскутным одеялом — каждый квадратик, что день прожитый. Супруг не против увлеченности супруги. Валерий Алексеевич смеется: «Уйдет в «своё» и меня не достает». А «достает» Вера Фёдоровна вторую половинку тогда, когда в близлежащих областях проходят выставки и фестивали — тормошит мужа, собираются и едут любоваться красотой, общаться и отдыхать.
На вопрос «о чем мечтается», Вера Федоровна ушла от ответа и сказала, что у каждого нормального и русского человека мечта должна быть одна — мирное небо над головой. Слишком дорогую цену заплатила ее семья и вся страна за этот мир. Да, пусть все мечты сбываются и все дела ладятся. Пусть каждый делает то, что умеет и любит, тогда мир накроет вселенская гармония.
«Одно какое-нибудь дело, постоянно и строго выполняемое, упорядочивает и все остальное в жизни, всё вращается вокруг него».
Эжен Делакруа (французский живописец и график)
Елена Антошкина