Дело не в дороге,
которую мы выбираем;
то, что внутри нас, заставляет нас
выбирать дорогу.
О. Генри
Чуть более недели остается до того события, которому наша газета уделяет немало внимания вот уже несколько номеров подряд, — до юбилея школы № 2.
Мы рассказывали о сегодняшнем дне учебного заведения и его педагогах, а также об учителях, которые создавали и творили историю школы, были верны пути, выбранному однажды.
Бытует мнение, что профессия учителя — это прежде всего призвание, потребность и желание дарить детям не только знания, но и свою душу, тепло и доброту. Не любой может стать учителем — им нужно родиться, нужно чувствовать эту потребность, которая идёт изнутри. А призвание — это росточек таланта, помноженный на трудолюбие и самовоспитание, из которого вырастает могучее и крепкое дерево.
Это не было детской мечтой или продолжением семейной династии, но, придя после института в школу, Нина Александровна Каширина осталась верна ей на долгие годы…
Семьдесят семь лет назад в семье инженера и медика родилась девочка. Произошло это в Херсоне, куда её папа был направлен для восстановления инфраструктуры города после войны. Оба родителя, и Александр Николаевич, и Зоя Аристарховна, были родом из Шуи, но профессии получили, обучаясь в столичных институтах.
Чтобы поддержать стареющих родителей, семья вернулась на малую родину, где маленькая Нина и пошла в первый класс. Училась она на “отлично”, отдавая предпочтение гуманитарным наукам, а параллельно занималась в школе искусств по классу фортепиано.
Окончив школу № 20 с серебряной медалью, юная девушка не сразу смогла определиться с выбором профессии и начала работать музработником в детском саду. К началу нового учебного года Нина решила быть переводчиком и отправилась в г. Горький (прим. авт. — ныне Нижний Новгород), поступив в один из лучших ВУЗов на факультет иностранных языков. Учась с отличием и овладев испанским и английским языками, активная и целеустремлённая девушка не ожидала, что распределение ограничится только школами, где требовались в основном учителя английского языка.
Нина Александровна выбрала Семёнов, городок, расположенный недалеко от областного центра, чтобы иметь возможность быть в гуще культурной жизни, посещать театры и концерты. В этот период Нина Александровна и познакомилась со своим мужем, который работал хирургом в местной больнице.
Своего жилья у молодой семьи не было, и тогда мама Нины предложила кандидатуру зятя в шуйскую ЦРБ, где остро нуждались в хирурге и предоставили квартиру. Так Нина Александровна снова вернулась в Шую и стала работать в школе № 15, которая на тот момент была семилеткой.
И вот, его величество случай в лице Альвины Ивановны Читневой и Альбины Николаевны Капраловой, занимавших должности завуча и директора школы № 2 вновь изменил жизнь нашей героини.
Уважаемые дамы заглянули с проверкой на урок Нины Александровны. Молодая учительница произвела впечатление на опытных педагогов, и они предложили ей место в своей школе.
До сих пор Нина Александровна благодарна этим женщинам, сыгравшим не последнюю роль в её профессиональной судьбе. Именно здесь, в этой школе, и начнет раскрываться огромный потенциал целеустремленного, принципиального, творчески увлечённого педагога.
Старинное здание школы с огромной историей и богатством биографий его учеников — может ли этот факт не вызвать интереса? Вот и Нине Александровне во время просмотра школьных архивов захотелось познакомить с ними детей и взрослых. Идею поддержало руководство. Так началась работа над созданием школьного музея. Мало создать музей, нужно ещё и владеть информацией, чтобы проводить по нему экскурсии не только для своих учеников и жителей, но и для гостей, приезжающих из других городов.
“Счастлив человек, могущий следовать своему призванию”, — сказал В. Даль.
И всё же, учитель — это профессия или призвание? Прежде всего, это «профессия дальнего следования, самая главная на Земле», как метко сказал Роберт Рождественский. Год за годом учитель “сеет семена” , а вот “всходы и плоды” приходят потом в виде слов благодарности, писем и открыток, букетов цветов и встреч с выпускниками. А сколько их у Нины Александровны Кашириной!
“Дорогая, Нина Александровна! Мне хочется сказать Вам большое спасибо за Ваши уроки МХК и английского. Без Вас школа была бы не такая, спасибо за все Ваши старания. Если бы не Вы, то мы не были бы такими людьми. От Вас я научилась всему доброму и светлому. Спасибо Вам за всё!
Настя Быкова”.
“Уважаемая Нина Александровна! Я хочу Вам сказать, что Вы являетесь одной из самых справедливых и человечных учителей… Я Вам очень благодарна за всё. Вы для меня авторитет, и Вашим мнением я дорожила и дорожу сейчас. Хочу сказать Вам от всего сердца: СПАСИБО!
Елена Рябикова”.
Благодарны Нине Александровне её многочисленные ученики не только за уроки английского. Огромная внеклассная работа, проводимая ею, увлекала ребят и заставляла бежать в школу после уроков и по выходным.
Лучший в городе КИД (клуб интернациональной дружбы) до сих пор с теплотой вспоминают его прежние участники, получившие в советское время возможность переписываться со своими сверстниками из других стран и побывать в финском городе-побратиме Пиексямяки. А сколько было поездок по городам и весям нашей огромной страны — не перечесть!
Вместе с Ниной Александровной ученики проехали по местам боевого пути 332 Иваново-Полоцкой ордена Суворова II степени стрелковой дивизии им. М.В. Фрунзе, которая была сформирована в нашем городе в годы Великой Отечественной Войны. Этой поездке предшествовала большая работа с архивами, хранящимися в музее Фрунзе, велась переписка с ветеранами дивизии, а весь собранный материал потом дополнил хранилища музея. Для детей это были яркие впечатления в период их каникулярного времени, а сама Нина Александровна использовала для этого отпуск, часто жертвуя семьей, отдаваясь воспитательной и поисковой работе со своими подопечными.
Чтобы заработать деньги на различные поездки ребята вместе с учителем отправлялись летом трудиться на колхозные поля.
Введение в школьную программу нового предмета МХК (мировая художественная культура) требовал от Нины Александровны не только новых знаний, но и творческого подхода к подаче материала. Включение музыкальных композиций, показ слайдов, поиски эпиграфа к каждому уроку — всё это имело одну основную цель: научить детей слушать музыку, стихи, воспринимать искусство и разглядеть в обыденном красоту. А чтобы учить новому, надо было и самой постоянно повышать свою квалификацию на всевозможных курсах и учебных занятиях.
Ну и, наверное, самым главным “проектом” этой увлеченной жизнью женщины является работа над увековечением памяти и популяризация среди детей и взрослых творчества нашего земляка К.Д. Бальмонта.
Это начинание было поддержано и потомком поэта Михаилом Юрьевичем Бальмонтом. Результат труда, объединивший большое количество инициативных и неравнодушных людей, мы сегодня можем наблюдать все вместе. Это открытие мемориальной доски на здании школы и присвоение ей имени К.Д. Бальмонта, проведение ежегодного городского детского фестиваля поэзии “Солнечный эльф”, “Бальмонтовский костёр” и “Бальмонтовские дни” на шуйской земле. Нина Александровна всегда желанный гость на всех этих площадках.
Сегодняшние будни Нина Александровна проводит неспешно, отдаваясь чтению книг, просмотру новостных каналов и интеллектуальных, развлекательных программ “Своя игра” и “Пешком”.
Она любит смотреть балет, танцы, старается посещать культурные и светские мероприятия, проходящие в городе. Женщина-педагог и сегодня выглядит так же элегантно, как и тогда, когда её манера одеваться и носить вещи восхищала не только учеников, но и коллег.
Не зря же говорят: «Профессия учителя – это профессия от Бога”. Этой профессией надо просто жить, что и делала все годы работы Нина Александровна Каширина и о чем ни разу не пожалела.
Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Елена Антошкина
2023-09-24