Дело не в дороге,
которую мы выбираем;
то, что внутри нас, заставляет нас
выбирать дорогу.
О. Генри

Чуть более недели остается до того события, которому наша газета уделяет немало внимания вот уже несколько номеров подряд, — до юбилея школы № 2.

Мы рассказывали о сегодняшнем дне учебного заведения и его педагогах, а также об учителях, которые создавали и творили историю школы, были верны пути, выбранному однажды.

Бытует мнение, что профессия учителя — это прежде всего призвание, потребность и желание дарить детям не только знания, но и свою душу, тепло и доброту. Не любой может стать учителем — им нужно родиться, нужно чувствовать эту потребность, которая идёт изнутри. А призвание — это росточек таланта, помноженный на трудолюбие и самовоспитание, из которого вырастает могучее и крепкое дерево.
Это не было детской мечтой или продолжением семейной династии, но, придя после института в школу, Нина Александровна Каширина осталась верна ей на долгие годы…

Семьдесят семь лет назад в семье инженера и медика родилась девочка. Произошло это в Херсоне, куда её папа был направлен для восстановления инфраструктуры города после войны. Оба родителя, и Александр Николаевич, и Зоя Аристарховна, были родом из Шуи, но профессии получили, обучаясь в столичных институтах.

Чтобы поддержать стареющих родителей, семья вернулась на малую родину, где маленькая Нина и пошла в первый класс. Училась она на “отлично”, отдавая предпочтение гуманитарным наукам, а параллельно занималась в школе искусств по классу фортепиано.

Окончив школу № 20 с серебряной медалью, юная девушка не сразу смогла определиться с выбором профессии и начала работать музработником в детском саду. К началу нового учебного года Нина решила быть переводчиком и отправилась в г. Горький (прим. авт. — ныне Нижний Новгород), поступив в один из лучших ВУЗов на факультет иностранных языков. Учась с отличием и овладев испанским и английским языками, активная и целеустремлённая девушка не ожидала, что распределение ограничится только школами, где требовались в основном учителя английского языка.

Нина Александровна выбрала Семёнов, городок, расположенный недалеко от областного центра, чтобы иметь возможность быть в гуще культурной жизни, посещать театры и концерты. В этот период Нина Александровна и познакомилась со своим мужем, который работал хирургом в местной больнице.

Своего жилья у молодой семьи не было, и тогда мама Нины предложила кандидатуру зятя в шуйскую ЦРБ, где остро нуждались в хирурге и предоставили квартиру. Так Нина Александровна снова вернулась в Шую и стала работать в школе № 15, которая на тот момент была семилеткой.

И вот, его величество случай в лице Альвины Ивановны Читневой и Альбины Николаевны Капраловой, занимавших должности завуча и директора школы № 2 вновь изменил жизнь нашей героини.

Уважаемые дамы заглянули с проверкой на урок Нины Александровны. Молодая учительница произвела впечатление на опытных педагогов, и они предложили ей место в своей школе.

До сих пор Нина Александровна благодарна этим женщинам, сыгравшим не последнюю роль в её профессиональной судьбе. Именно здесь, в этой школе, и начнет раскрываться огромный потенциал целеустремленного, принципиального, творчески увлечённого педагога.
Старинное здание школы с огромной историей и богатством биографий его учеников — может ли этот факт не вызвать интереса? Вот и Нине Александровне во время просмотра школьных архивов захотелось познакомить с ними детей и взрослых. Идею поддержало руководство. Так началась работа над созданием школьного музея. Мало создать музей, нужно ещё и владеть информацией, чтобы проводить по нему экскурсии не только для своих учеников и жителей, но и для гостей, приезжающих из других городов.

“Счастлив человек, могущий следовать своему призванию”, — сказал В. Даль.

И всё же, учитель — это профессия или призвание? Прежде всего, это «профессия дальнего следования, самая главная на Земле», как метко сказал Роберт Рождественский. Год за годом учитель “сеет семена” , а вот “всходы и плоды” приходят потом в виде слов благодарности, писем и открыток, букетов цветов и встреч с выпускниками. А сколько их у Нины Александровны Кашириной!

“Дорогая, Нина Александровна! Мне хочется сказать Вам большое спасибо за Ваши уроки МХК и английского. Без Вас школа была бы не такая, спасибо за все Ваши старания. Если бы не Вы, то мы не были бы такими людьми. От Вас я научилась всему доброму и светлому. Спасибо Вам за всё!

Настя Быкова”.
“Уважаемая Нина Александровна! Я хочу Вам сказать, что Вы являетесь одной из самых справедливых и человечных учителей… Я Вам очень благодарна за всё. Вы для меня авторитет, и Вашим мнением я дорожила и дорожу сейчас. Хочу сказать Вам от всего сердца: СПАСИБО!

Елена Рябикова”.
Благодарны Нине Александровне её многочисленные ученики не только за уроки английского. Огромная внеклассная работа, проводимая ею, увлекала ребят и заставляла бежать в школу после уроков и по выходным.
Лучший в городе КИД (клуб интернациональной дружбы) до сих пор с теплотой вспоминают его прежние участники, получившие в советское время возможность переписываться со своими сверстниками из других стран и побывать в финском городе-побратиме Пиексямяки. А сколько было поездок по городам и весям нашей огромной страны — не перечесть!

Вместе с Ниной Александровной ученики проехали по местам боевого пути 332 Иваново-Полоцкой ордена Суворова II степени стрелковой дивизии им. М.В. Фрунзе, которая была сформирована в нашем городе в годы Великой Отечественной Войны. Этой поездке предшествовала большая работа с архивами, хранящимися в музее Фрунзе, велась переписка с ветеранами дивизии, а весь собранный материал потом дополнил хранилища музея. Для детей это были яркие впечатления в период их каникулярного времени, а сама Нина Александровна использовала для этого отпуск, часто жертвуя семьей, отдаваясь воспитательной и поисковой работе со своими подопечными.
Чтобы заработать деньги на различные поездки ребята вместе с учителем отправлялись летом трудиться на колхозные поля.
Введение в школьную программу нового предмета МХК (мировая художественная культура) требовал от Нины Александровны не только новых знаний, но и творческого подхода к подаче материала. Включение музыкальных композиций, показ слайдов, поиски эпиграфа к каждому уроку — всё это имело одну основную цель: научить детей слушать музыку, стихи, воспринимать искусство и разглядеть в обыденном красоту. А чтобы учить новому, надо было и самой постоянно повышать свою квалификацию на всевозможных курсах и учебных занятиях.
Ну и, наверное, самым главным “проектом” этой увлеченной жизнью женщины является работа над увековечением памяти и популяризация среди детей и взрослых творчества нашего земляка К.Д. Бальмонта.
Это начинание было поддержано и потомком поэта Михаилом Юрьевичем Бальмонтом. Результат труда, объединивший большое количество инициативных и неравнодушных людей, мы сегодня можем наблюдать все вместе. Это открытие мемориальной доски на здании школы и присвоение ей имени К.Д. Бальмонта, проведение ежегодного городского детского фестиваля поэзии “Солнечный эльф”, “Бальмонтовский костёр” и “Бальмонтовские дни” на шуйской земле. Нина Александровна всегда желанный гость на всех этих площадках.
Сегодняшние будни Нина Александровна проводит неспешно, отдаваясь чтению книг, просмотру новостных каналов и интеллектуальных, развлекательных программ “Своя игра” и “Пешком”.
Она любит смотреть балет, танцы, старается посещать культурные и светские мероприятия, проходящие в городе. Женщина-педагог и сегодня выглядит так же элегантно, как и тогда, когда её манера одеваться и носить вещи восхищала не только учеников, но и коллег.
Не зря же говорят: «Профессия учителя – это профессия от Бога”. Этой профессией надо просто жить, что и делала все годы работы Нина Александровна Каширина и о чем ни разу не пожалела.

Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!

Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.