“Отец, расскажи мне о прошлой войне.
Прости, что прошу тебя снова и снова.
Я знаю по ранней твоей седине,
Как юность твоя начиналась сурово… “
Андрей Дементьев
В преддверии самого главного дня в жизни страны и нашей с вами — Дня Победы — хочется поделиться воспоминаниями нашего земляка, ветерана ВОВ Подделкина Павла Андреевича о том тяжёлом времени.
Передо мной лежат пожелтевшие от времени тетрадные листы, исписанные его рукой. Это своеобразные шпаргалки, которые Павел Андреевич писал накануне встреч и мероприятий, связанных с памятными датами Великой Отечественной войны. Эти воспоминания будут дополнены здесь словами его сына Бориса и внучки Любы, которые с большой теплотой рассказывают о своем герое.
Родился Павел Андреевич в далёком 1923 году в с. Петропавловское (ныне Петропавловские улицы). В большой семье Екатерины Васильевны и Андрея Петровича Подделкиных было восемь детей: три дочери, а остальные — мальчишки. Сказать, что было нелегко, значит, промолчать. Но справлялись, ведь тогда почти все так жили, едва ли не каждая семья была многодетной.
После семилетки Павел пошёл трудиться на “Шуйский пролетарий” — сначала учеником, а потом поммастера чесальных машин. Когда страшная весть о нападении фашисткой Германии облетела всю страну, двое из старших братьев уже проходили службу в армии — Василий в Магаданской области, а Иван в подмосковном Серпухове. Самого старшего, Евгения, на второй день войны семья проводила на фронт. Павел тоже рвался добровольцем, но не был допущен медкомиссией. Он продолжил трудиться на фабрике, а после работы посещал ДОСААФ, где сдавал нормативы ГТО, ГСО и ПВХО.
В первые дни люди еще не верили, что война будет долгой. Но враг наступал, и уже осенью 1941 года восемнадцатилетний парень вместе с другими земляками ходил пешком копать противотанковые траншеи у д. Камешково. На выходные дни выдавали по буханке хлеба и 1 кг гороха.
В первых числах января 1942 года повестка пришла и на Павла. В областном центре выдали новобранцам ватники, сапоги, и они присягнули на верность Родине. Всех погрузили в товарные вагоны и отправили на фронт. Куда едет состав никто не знал.
Прибыл поезд на окружную станцию под Москвой. В ожидании назначения жили в вагонах. К этому моменту наши войска освобождают Калугу, и состав переправили туда. После тяжелых боёв под столицей сюда на переформирование отвели гвардейскую артиллерийскую дивизию. В лесном массиве проходило обучение в дивизионной школе, и по истечении трёх месяцев Павел получил специальность связиста, а вскоре и звание сержанта.
В это время ожесточённые бои шли под Сталинградом и “старики” после выдачи амуниции сразу поняли, что их ждёт. К августу 1942 года подошли к ст. Иловля, что у одноимённой речки: кругом степь, иногда изрезанная балками (прим. авт. — оврагами), в которых и находились позиции наших бойцов. Добирались сюда пешим ходом и в темное время суток, т.к. фашисты бомбили без устали. Именно тут и получил первое боевое крещение сержант Подделкин.
День начинался с мелодии “Катюша” из немецкого радио и далее звучал призыв сдаваться. Беспрестанно гремели и взрывались снаряды — с неба атаковали бомбардировщики, на земле артиллерия и танки перепахивали землю и всех, кто был на ней. А в районе Керченского полуострова наши войска оставляли без боя город за городом…
Во время одного из обстрелов была потеряна связь с батареей, и Павел пополз устранять разрыв. Почувствовав боль ниже колена, сперва не придал этому значения и думал, что сам доберётся обратно, но тут его обнаружили наши. Со сквозным ранением он был отправлен в эвакогоспиталь и пробыл там три месяца. Как только смог сам стоять на ногах, попал в “команду выздоравливающих”. Эти солдаты рыли могилы и хоронили бойцов, нескончаемым конвейером прибывающих с передовой, или пилили дубы на дрова. И первое, и второе — при тридцатиградусном морозе с негодными, тупыми инструментами в руках.
“Мне повезло,” — так рассказывал об этом отрезке своей военной эпопеи Павел Андреевич, уточняя, что из ивановского пополнения погибли почти все.
После выписки из госпиталя, направляясь на пересыльный пункт, встретил Павел Андреевич связистов авиачасти. Подошел к командиру, переговорил с ним и в результате приняли нашего героя в батальон наземного аэродромного обслуживания, базирующийся под Курском.
Шёл 1943-й — год начала перелома в Отечественной войне, когда после Сталинграда и Курской битвы ни у кого уже не было сомнения, что враг будет разбит. Наши войска продвигались на запад. А 5 августа 1943 года впервые во время ВОВ в Москве прогремел салют в честь освобождения Орла и Белгорода.
В Белоруссии, под Гомелем, Павла Андреевича перевели в особый отдел СМЕРШ, специально созданный для борьбы со шпионами и диверсантами, которых немцы оставляли на ранее оккупированных территориях.
“Я дальше продвигался: Сумская область, Чернигов. Потом Белоруссия — Речицы, р. Березина, д. Канатоп, Гомель, Бобруйск, Минск… Следом — Острув-Мазовецка, Седльце, Варшава, Познань,” — так описывает дорогу к Победе Павел Андреевич.
В своих листочках он напишет, что 3 марта перешёл границу Германии. На то он и связист, чтобы первым узнать самую долгожданную новость за последние годы — 2 мая взяли Берлин! А 11 мая ходил Павел Андреевич по столице Германии, катался на метро, был у Бранденбургских ворот и у разбитого и исписанного победителями Рейхстага! Победа была, но война ещё не закончилась, как и не закончилась служба Павла Андреевича. Почти четыре года отслужил он в маленьком немецком городке и мобилизовался только в июле 1949 года.
Из четырёх братьев Подделкиных, ушедших на войну, живыми вернулись трое. Старший Евгений служил в пехотных войсках и погиб под Орлом в 1943 году. Василий защищал наши рубежи на Дальнем Востоке. Иван, закончивший военно-техническое училище города Серпухова, служил на военном аэродроме. Самый младший из братьев Александр (1930 г.р.) учился в Чкаловском военном училище, уже в мирное время служил в Германии и закончил службу в Иванове в звании майора на военном аэродроме.
А наш герой Павел, вернувшись домой, женился. На фабрику не пошёл, а устроился на почту связистом. После двадцати лет работы решил переквалифицироваться в электромонтёра и ещё столько же лет проработал в торге. С супругой Ниной Александровной, которая тоже работала в Шуйском торге, вырастили и воспитали сына Бориса, вели хозяйство.
В праздничные дни собиралась за общим столом большая семья Подделкиных, родные пели застольные песни, вспоминали тяжёлые и светлые времена, воспитывая тем самым понимание важности родства и дружбы в детях и внуках. Сегодня наследники героев Подделкиных разбросаны по всей нашей стране — они живут на Дальнем Востоке, в Липецке, Краснодарском крае, Подмосковье. Но все они остаются на связи, тесно общаются и бережно хранят наследие своих предков.
Павел Андреевич Подделкин прожил долгую и достойную жизнь. Почти до самого ухода он оставался бодрым и активным человеком. Очень любил общение и старался правдиво, без прикрас рассказать молодому поколению о самой страшной и трагичной странице в истории нашей Родины. На своё 90-летие принимал Павел Андреевич многочисленные поздравления, в том числе и от посетивших его в юбилей представителей городской администрации.
А танцевал так, что позавидует молодой!
Пережить весь ужас войны и вернуться с неё живым… Есть ли большее счастье?! За свой ратный подвиг награждён Подделкин Павел Андреевич многочисленными орденами и медалями. Среди них медали “За взятие Берлина”, “ За оборону Сталинграда”, “За освобождение Варшавы”, “ За отвагу” и многие другие.
“Каждая медаль даром не далась, за каждую пришлось переживать,” — так просто и по-житейски, скромно и негромко говорил о своих заслугах наш земляк Павел Андреевич Подделкин.
Спасибо за Подвиг и Вечная память всем, кто на фронте и в тылу ценой своей жизни приближал этот день — День Победы!
Елена Антошкина