Настройка музыкального инструмента – это не просто техническая операция по натягиванию струн, можно сказать, искусство, которое заставляет инструмент «запеть». Например, у фортепиано больше восьмидесяти клавиш, игра на которых при помощи сложной механики заставляет звучать более двухсот струн. И звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. А в целом этот инструмент имеет три тысячи деталей, от взаимодействия которых зависит его звучание. Достаточно бывает самого незначительного отклонения или неточности в настройке, чтобы виртуозная игра музыканта самого высокого класса потеряла свою выразительность.

Настройщик – боец невидимого фронта в музыке. Ему не аплодируют на концертах, но в успешном выступлении любого музыканта есть значительная доля кропотливой и высокопрофессиональной работы настройщика. Без него инструмент не будет звучать красиво, объемно, выразительно! Слух настоящего мастера-настройщика заключается в способности улавливать малейшие нюансы звучания инструмента.

Без такого пространного вступления рассказ о нашем новом собеседнике был бы неполным, а для кого-то, может быть, и не совсем понятным. Итак, представляем нашего собеседника. Николай Александрович МЕДВЕДЕВ — мастер по настройке музыкальных инструментов. И по традиции в начале разговора попросим сказать несколько слов о себе.

– Родился я в селе Паново Палехского района. Гармонь была в семье всегда. Хорошо играли и отец, и дядя, а в те годы гармонист на селе был первым человеком. Без гармошки – никуда. На всех мероприятиях: свадьбах, проводах в армию, днях рождения, праздниках, посиделках вечером – нигде не обойтись без гармошки? Играть научился в раннем детстве, а когда учился в первом классе, отец купил мне мою первую гармонь. Эта шуйская гармошка жива у меня до сих пор. С двенадцати лет меня уже привлекали к клубной работе: играл на различных деревенских мероприятиях, выступал на концертах, участвовал в различных конкурсах. У меня с рождения хороший музыкальный слух. Мне достаточно было один раз услышать песню или мелодию, и я уже мог её сыграть. В пятнадцать лет мне захотелось научиться играть на баяне. Но баян надо было купить, поэтому пошёл работать. Заработал деньги и купил себе баян. Когда окончил восемь классов, для меня не стоял вопрос, куда пойти учиться. Без музыки, без гармони я себя просто не представлял, поэтому поехал поступать в ивановское училище культуры. Конкурс был четыре человека на место, но я успешно прошёл его и поступил. Надо было показать умение игры на инструменте. Я дома по самоучителю разучил вальс «На сопках Манчжурии», исполнил его на конкурсном прослушивании при поступлении в училище. После окончания училища вернулся в село, а вскоре призвали в армию. Служил в Германии в Эберсвальде в инженерно-сапёрных войсках. И на службе тоже не расставался с гармошкой, постоянно участвуя в самодеятельности. После армии снова приехал в Паново. В селе меня ждали. Сразу предложили работу в сельском клубе, потом построили колхозный дом культуры, и в нём я и работал методистом по работе с молодёжью, потом художественным руководителем. Проработал семь лет, а потом приехала в сельскую школу молодая учительница. Мы познакомились, через два года поженились и решили переехать жить в Шую. Меня долго не отпускали, но, в конце концов, я настоял, и в семьдесят втором году мы переехали. Пошёл устраиваться на работу на Шуйскую гармонную фабрику настройщиком. Это оказалось совсем не просто. На фабрике люди работали по много лет, сложились целые семейные династии, так что попасть туда было нелегко. Меня приняли на работу только с третьей попытки, после того как я обратился лично к директору фабрики. Взяли учеником настройщика. Через шесть месяцев после обучения и стажировки стал работать настройщиком, а вскоре меня пригласил к себе начальник ОТК фабрики и предложил перейти работать в отдел технического контроля, где я и проработал двадцать пять лет. Сначала контролёром ОТК, потом начальником отдела технического контроля.

Николай Александрович, настройщик музыкальных инструментов — профессия достаточно редкая. Почему Вы, музыкант, решили стать профессиональным настройщиком?

– Мне показалось недостаточным только играть на инструментах. Хотелось узнать их секреты, например, что заставляет баян или гармошку звучать так красиво. А работа в ОТК предусматривала и знание устройства инструмента, всех его особенностей, и умение на слух определить какие-то отклонения в звучании, найти причины и устранить их. Очень интересная, но сложная и чрезвычайно ответственная работа. «Шуйская гармонь» того времени была предприятием не только с всесоюзной, но и с мировой известностью. В годы Великой Отечественной войны у фабрики был даже государственный оборонный заказ на гармошки для фронта. Для частей Красной армии было изготовлено больше трёх тысяч гармоней, так что их слышали и Вена, и Прага, и Берлин. Естественно, мы не могли допустить того, чтобы слава и известность шуйской гармошки хоть в чём-то пострадали из-за какого-нибудь незначительного брака.

Это был период расцвета, подъёма фабрики. Особенно возрос интерес к гармони благодаря Геннадию Дмитриевичу Заволокину – основателю и ведущему замечательной, чрезвычайно популярной телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!». Мы начали выпускать на заказ гармони с расширенным диапазоном звучания, что приближало её к баяну. Ассортимент был очень большой. Выпускали сувенирные, подарочные гармони, детские гармошки. Потом стали делать три вида баянов, потом к ним добавились три вида аккордеонов. Во всём этом был мой немалый вклад. Однажды ко мне обратился директор детской музыкальной школы из Вичуги. Тогда эта школа была лучшая в области. Обратился с просьбой сделать инструмент, на котором они могли бы обучать игре детей дошкольного возраста. Я сделал для них такой миниатюрный баян, который жив до сих пор. Он им настолько понравился, что школа заказала партию таких инструментов. Этот миниатюрный баян до сих пор в ассортименте фабрики.

А что было после ухода с фабрики? Ведь музыкантов на пенсии не бывает… – Почти сразу же пригласили на работу в детскую школу искусств, где работаю по сегодняшний день. Моя главная обязанность – подготовить инструменты для выступления учащихся школы на концертах, на конкурсах. Периодически приглашают играть на различных мероприятиях: дне села, на других праздниках. Отдел соцзащиты пригласил играть в музыкальном коллективе ветеранов. С ветеранами мы выезжаем на выступления по всей области. В летний период сотрудники музея Константина Бальмонта приглашают работать с группами туристов: я рассказываю об истории шуйской гармони, показываю, на что способен этот инструмент. Многим, особенно людям среднего и старшего возраста, очень нравится петь народные песни под гармошку. А что возраст? Говорят, человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Пока, в том числе благодаря музыке, благодаря гармони, я себя на свои семьдесят восемь лет ещё не чувствую. Играю в ансамбле «Шуйские гармоники», которым руководит Заслуженный артист России Владимир Иванович Морозов. Одним словом, по-стариковски сидеть на диване перед телевизором пока некогда.

Недавно Николай Александрович пережил большое горе. Пандемия коронавируса унесла жизнь его жены, с которой прожил он в любви и согласии долгие годы. Он не любит говорить на эту тему, но и с этим горем справляться ему помогает музыка. Я поблагодарил Николая Александровича за интересную беседу и от всей души пожелал ему здоровья и энергии ещё на многие годы.

Олег НАЗАРОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.