Этот магазин на выезде из села Пустошь в сторону Палеха знают очень многие: и шуяне, и те, кто проезжает здесь транзитом. С утра и до закрытия на площадке перед магазином практически не бывает свободного места. Люди едут сюда за мясными продуктами отменного качества: настоящим домашним студнем и котлетами, за полюбившимися пельменями ручного приготовления и ещё за многим другим, что хозяин этого магазина Роман Киселёв лаконично называет «вкусняшки».
Впрочем, в семейном бизнесе Романа и Екатерины Киселёвых магазин, конечно, самая заметная для потребителя, но лишь малая часть их большого семейного дела. Его заключительный этап. Мы познакомились накануне Дня работника сельского хозяйства и попросили рассказать для читателей «Шуйского времени» о себе, о том, с чего начиналось их дело и том, как, чьими руками делается всё это вкусное и ароматное мясное изобилие, за которым шуяне едут в Пустошь от переполненных прилавков городских супермаркетов. Попросили посвятить, насколько это возможно, в тайны бизнеса. Как знать, может быть, для кого-то такой рассказ послужит примером в выборе жизненного пути…
Итак, наши собеседники -семья предпринимателей Киселёвых Романа и Екатерины. Роман по профессии ветеринарный врач, Екатерина – медицинская сестра, инженер технолог пищевого производства, мама четверых детей.
– Можно сказать, что профессия у меня наследственная, – рассказывает Роман. – Вся семья наша родом из села Чижово. Родители — ветеринарные врачи. Оба работали в СПК «Колхоз имени Арсения». В домашнем хозяйстве тоже постоянно держали скотину — на селе это всегда было нормой. Наверное, поэтому и для меня вопрос кем быть был решён ещё до окончания школы. Поступил учиться в Ивановскую сельскохозяйственную академию. Получил специальность ветеринарного врача, а после службы в армии в 2009 году решил попробовать себя в бизнесе. Торговали мясом. Сначала на рынке, потом открыли свой небольшой магазин, но со временем пришло понимание того, что этого недостаточно. Вот так появилась идея собственного производства и переработки мяса с тем, чтобы продавать готовую продукцию. Долго присматривались, выбирали место, пока не остановились на бывшей базе колхоза «Трудовик». Когда-то здесь была молочно-товарная ферма, а к тому времени, когда мы решили её купить, это были руины: развалившиеся и полуразвалившиеся помещения, кучи сгнившего сена, бурьян выше человеческого роста. Купили эту территорию, обнесли забором и потихоньку начали приводить в порядок, восстанавливать то, что ещё можно было восстановить и использовать. Отремонтировали кровлю на зданиях, вывезли мусор, отремонтировали подъездные пути, поставили пластиковые окна, потому что проёмы были просто забиты досками. Я уже говорил, что здесь была МТФ, а мы решили организовать производство по временному содержанию, забою и переработке скота. Подготовили проект, согласовали изменение профиля будущего предприятия. Не буду рассказывать, каких нервов и времени это потребовало, слава Богу, всё это уже в прошлом, и потихоньку начали реализовывать задуманное.
– За последние одиннадцать лет мы себе не позволяли ни одного отпуска, – присоединяется к разговору Екатерина. – Никуда не выезжали. Все средства вложили в это дело. В крайнем случае мы обращаемся за помощью к друзьям. Пока помогают, не отказывают. Купили технику, оборудование, привели в порядок, отремонтировали производственные помещения, везде подвели отопление. Пока топим дровами, но буквально в самое ближайшее время подключим газ. Но дровами на всякий случай запаслись на всю зиму. Полностью подготовили помещение для содержания скота, оборудовали и запустили в работу забойный цех. Это было, пожалуй, самое трудное и ответственное дело. Требования к таким производствам очень жёсткие, но мы всё сделали так, как должно быть. Я вообще считаю, что если есть какие-то нормативы, требования закона, ГОСТы, их надо выполнять неукоснительно. Это мой принцип.
Екатерина с гордостью показывает свои владения: новую, оборудованную в полном соответствии с самыми строгими требованиями ферму для временного содержания скота, блестящий чистотой забойный цех, холодильные камеры, установку для кремации отходов.
– Несколько дней назад нас проверяла комиссия Россельхознадзора, – рассказывает она. – Со стороны проверяющих не было никаких замечаний, а наш забойный цех они вообще назвали одним из лучших в области.
Открываем следующую дверь, и, прежде чем пройти дальше, снимаем куртки, и надеваем белоснежные халаты и бахилы.
– Туда в верхней одежде и в уличной обуви нельзя: там наше основное производство, – говорит Екатерина.
Здесь в этих чистых и светлых помещениях и делается фирменная пустошенская тушёнка, варится настоящий домашний студень, лепятся такие вкусные пельмени, колбаски.
– Никаких особых секретов у нас нет, – рассказывает хозяйка всего этого мясного изобилия. – Тушёнку делаем строго по ГОСТу, утверждённому ещё в советское время. Вот видите, – показывает она ряд подготовленных к заполнению банок, – нет никаких вкусовых добавок, ничего кроме соли, лаврового листа, перца и мяса. Причём мяса именно куском, никаких жилок, никакой сои, никакой курицы. Те, кто пробовал нашу тушёнку, другую не покупают. При том огромном количестве мясной продукции, какая представлена сегодня на прилавках магазинов, завоевать интерес покупателя можно только соотношением цена-качество. Качество нашей продукции мы гарантируем. Это главный принцип нашей работы. По другому сегодня нельзя. Знаете, потерять лицо в глазах покупателей очень легко, достаточно того, что кому-то одному случайно попадёт несвежая или невкусная продукция, и всё, люди сразу же отвернутся от тебя, пойдут туда, где предложат вкуснее, качественнее. Восстановить репутацию, вернуть потерянный интерес со стороны покупателей чрезвычайно трудно, а бывает и невозможно. Поэтому вопрос качества для нас самый важный. Вот пример, – показывает она на заботливо укрытый плёнкой какой-то станок.- Недавно купили станок для производства пельменей. Хорошая машина, очень производительная. Попробовали и … отказались. Вроде всё то же самое. Тот же рецепт теста, тот же фарш, а пельмени ручной лепки значительно вкуснее. Где-то слой теста потоньше, где-то чуть больше мяса положено, а в результате пельмени машинной лепки по вкусу значительно уступают тем, что делаются вручную. Что с того, что машина наделает многие тысячи штук пельменей, которые будут плохо продаваться? Такими пельменями завалены холодильники любого магазина в городе, а люди едут к нам. У нас практически нет склада готовой продукции. Она не залёживается. Утром, с открытием магазина, мы выкладываем то, что сделано ночью, и к обеду прилавок пустой. После обеда торгуем тем, что сделали утром. Это гарантия того, что продукция в продаже всегда самая свежая.
Делаем варёную колбасу, её тоже наши покупатели успели оценить по достоинству. В самом ближайшем будущем покупаем оборудование для производства всех видов колбас: полукопчёных, копчёных, сырокопчёных.
Я тоже в числе тех, кто оценил колбасу этого производства, и не удержался, поинтересовался, почему его колбаса такая вкусная.
– Здесь небольшой секрет есть, – улыбается Екатерина. — По своей второй, основной сейчас профессии я технолог пищевого производства. В основе производства каждого сорта колбасы, конечно, ГОСТ. Все основные ингредиенты строго расписаны, и никакие отступления не допускаются, но для повышения вкусовых качеств продукции есть определённое поле для фантазии. Так что здесь есть мои разработки. Все они запатентованы и являются нашей интеллектуальной собственностью.
– Это пока только первая часть из того, что задумано, – продолжает свой рассказ Роман. – Мы с самого начала задумали свой бизнес как предприятие полного цикла. В нашем случае это выглядит так: приобретаем скот, временно содержим его, откармливаем до необходимых кондиций, забиваем, перерабатываем и реализуем конечную готовую продукцию. Переработка и реализация у нас сейчас налажены. Все сырье, с которым мы работаем, отечественного производства. Никакого импортного мяса сомнительного происхождения у нас нет. Сейчас понемногу, насколько позволяют возможности, готовим вторую ступень комплекса – содержание и откорм скота. Часть помещений для содержания скота уже готовы, другие пока в стадии ремонта, приобретения и установки оборудования. Недавно купили новый трактор, приобрели в собственность пятьдесят гектаров земли, на которой уже заготовили в этом году первые корма, в ближайшее время приобретём дробильную установку для приготовления кормов. К концу года планируем закупить первую партию бычков, так что будем делать продукцию из телятины, она пользуется достаточно высоким спросом. И что ещё немаловажно: предприятию полного цикла легче держать цену на свою продукцию в доступных рамках, выдерживать оптимальное соотношение цена-качество.
Каждое новое предприятие — это не только продукция, но и новые рабочие места. Кто сегодня работает на Вашем предприятии?
– Местных, деревенских, к сожалению, нет, – говорит Екатерина. – Многие заняты своим хозяйством, кто-то работает в отъезде, а немало тех, кто вообще нигде не работает и не хочет работать. Практически все наши работники из Шуи. Мы их доставляем на работу и обратно, обеспечиваем полным социальным пакетом, питанием.Условия у нас, Вы могли убедиться, абсолютно нормальные, так что те, кто работает, не обижаются.
Наши новые знакомые не только предприниматели. Они замечательные люди, очень много сил и средств тратящие на благотворительность. Екатерина поделилась некоторыми планами в этом направлении. Планы очень серьёзные, требующие больших вложений, и для их реализации семья Киселёвых уже делает первые шаги, но говорить об этом по просьбе самой Екатерины мы пока воздерживаемся. И ограничимся тем, что пожелаем им осуществления всего намеченного, здоровья и процветания. И с праздником. С Днём работников сельского хозяйства.
Беседовал Олег НАЗАРОВ.