Поводом для очередного выезда в лес лесных инспекторов стала термоточка на карте лесов района. Другими словами спутник обнаружил в лесу очаг горения.
— Там разрабатывается лесосека, — рассказывает по дороге до делянки И.Б. Римский. – Несколько дней назад тоже был сигнал о горении, туда выезжали пожарные. Сигнал подтвердился, бригада лесозаготовителей сжигала порубочные остатки, что при нынешних погодных условиях категорически запрещено. У них на руках утверждённая технологическая карта разработки лесосеки, в которой чётко сказано: очистка лесосеки должна производиться методом сбора порубочных остатков в кучи. Сжигание может быть разрешено только по окончании пожароопасного периода и наступлению устойчивой дождливой погоды. Но, несмотря на жару, бригада сжигала сучья в лесосеке. В какой-то момент ветер раздул пламя, и огонь пошёл в хвойный лес на границе лесосеки. Пожарные тогда приехали вовремя – обошлось без ущерба. Бригадиру было выписано предупреждение о недопустимости нарушения правил пожарной безопасности. Но, видимо, одного предупреждения оказалось недостаточно, раз спутник опять обнаружил горение практически в том же месте.
Проехали Колобово и близ деревни Затхлино свернули в лес. Навстречу попался гружёный лесовоз, водитель которого, увидев знакомую машину лесной инспекции, срочно принялся кому-то звонить по телефону. Дорога до лесосеки – пять с лишним километров полуметровой глубины колеи. Наш УАЗ буквально крался по краю этой колеи, едва не задевая боками деревья, стоящие вплотную к «дороге». Последние метров восемьсот оказались для нашей машины непроезжими, и мы, с трудом найдя место для разворота, оставили машину и дальше пошли пешком. В раскалённом воздухе ощутимо пахнет дымом. Картина, открывшаяся на делянке, не оставляет никаких сомнений. Вся центральная часть лесосеки площадью около десяти гектаров выжжена раньше, а сейчас сразу в трёх местах, у самого края леса, там, где грузится очередной лесовоз и где работают лесорубы, горят большие костры.
В ответ на возмущённые слова инспектора один из рабочих, видимо старший, лишь пожимает плечами
— А что такого? Мы же здесь, смотрим, никакого пожара не будет!
— А если ветер погонит огонь в лес, как в прошлый раз, чем тушить будете? До воды километра два бежать придётся!
— Не погонит! – уже не столь уверенно продолжает спорить лесоруб.
О том, что сжигание порубочных остатков в пожароопасный период запрещено, о чём написано в технологической карте, он словно и не слышал.
— Ладно, раз нельзя, значит, не будем, — наконец соглашается спорщик.
Инспекторы тем временем фиксируют горение, замеряют площадь, пройденную огнём, а И.Б. Римский напоминает подошедшему бригадиру, что согласно вступивших в силу с 08.06.2022 поправок в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации размер штрафов за нарушение правил пожарной безопасности увеличился в ДЕСЯТЬ РАЗ! Минимальный штраф для граждан за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, не повлекшее возникновения пожара – пятнадцать тысяч рублей, а за нарушение в условиях особого противопожарного режима – сорок тысяч рублей.
Для должностных лиц минимальный штраф — тридцать тысяч рублей, а в условиях особого противопожарного режима – от шестидесяти до девяноста тысяч рублей.
Если учесть, что в нашем случае предупреждение уже было, то, скорее всего, для нарушителей наступит административная ответственность согласно статье 8.32 КОАП РФ. Впрочем, определять степень вины и назначать наказание будет суд.
Неприятно, конечно, но в тех случаях, когда предупреждения остаются неуслышанными, такая мера просто необходима. Ведь лесная статистика совершенно определённо утверждает, что в каждых девяти из десяти случаев возникновения лесных пожаров виновен человек. А пожаров, к сожалению, меньше не становится.
— Посмотрим, может быть, серьёзная сумма штрафа заставит задуматься, – без особой уверенности в голосе говорит И.Б. Римский. — На что рассчитывают люди? Я ведь не раз говорил, что при сегодняшних современных методах мониторинга текущей ситуации в лесах никакой огонь не останется незамеченным. Надеяться на то, что мы в лесу и далеко от дороги и никто ничего не заметит и не узнает , не приходится. По каждому сообщению выезжаем на место, проводится тщательная проверка, и по телевидению и в газетах рассказывают об уголовных делах, возбужденных за нарушение правил пожарной безопасности, приведших к большим пожарам, показывают сотни и тысячи гектаров горящих лесов, рассказывают о том, какую цену приходится платить за несоблюдение самых элементарных, простейших правил. Люди слушают, смотрят, а потом приезжают на работу в лес и в тридцатиградусную жару да ещё с приличным ветром начинают разводить громадные костры, сжигая порубочные остатки…
Как-то логически объяснить это крайне трудно.
Кстати, абсолютно аналогичная ситуация была и в лесосеке близ Хозникова. Там бригада лесозаготовителей уехала, оставив в лесосеке горящие костры. Приехавшим на место инспекторам пришлось тушить огонь подручными средствами, захлёстывая ветками, а позднее вызвать на помощь пожарных.
Ну что же, как бы там ни было, но в результате этого рейда одной термоточкой на карте лесов Шуйского района стало меньше.