Святых Петра и Февронию Муромских мы почитаем за благочестие и милосердие. До конца дней они сохранили любовь и верность друг другу, делили испытания и тяготы. На протяжении нескольких веков Церковь поминала святую княжескую чету в один и тот же день –25 июня (по дореволюционному календарю), 8 июля – по новому стилю. В 2008 году церковный День поминовения святых Петра и Февронии стал светским праздником. Государственной Думой был учрежден День семьи, любви и верности. Символом праздника стала ромашка, так как издавна этот простой полевой цветок считался знаком любви.
В этом материале я постараюсь рассказать о малоизвестных событиях и фактах, связанных с именами любимых нами святых Петра и Февронии.
Два дня памяти святых
Оказывается, Русская православная церковь в течение года дважды празднует День памяти святых чудотворцев Петра и Февронии Муромских. Эта информация мне встретилась на сайте «2021 god.com». Празднование связано с событиями, произошедшими с мощами святых после их смерти. Первый раз Церковь поминает святых Петра и Февронию 8 июля (именно этот день отмечается как государственный праздник), когда они, как повествуют жития святых, умерли в один день. Второй день Петра и Февронии в 2021 году будет отмечаться в воскресение 19 сентября и посвящается перенесению мощей, совершившемуся в 1992 году. Это событие отмечается в воскресенье перед 19 сентября. Но в этом году дата совпала с воскресеньем. Решение установить еще один День памяти святых Петра и Февронии было связано с желанием верующих заключать брак в день, когда поминаются Церковью благочестивые супруги. 8 июля приходится на Петров пост, когда в храмах не венчают и совершать браки нельзя, а воскресение перед 19 сентября оказалось весьма удачным для бракосочетания во всех отношениях. Добавлю, что в истории святых мощей было еще два перенесения, когда мощи благочестивых Петра и Февронии были перемещены из церкви в музей, что свершилось в период атеистического безверия и советской власти в 1921 году, и возвращение их в лоно Церкви. Это случилось 20 января 1989 года.
О канонизации благочестивых святых
Как повествуют муромские летописи, на этой земле правили две супружеские пары со схожими именами. В XIII веке правили князь Давид с супругой Евфросинией, на склоне лет принявшие монашеский постриг с именами Петра и Февронии. Именно эту версию поддерживают многие исследователи. Вторая версия гласит, что в XIV веке в Муроме княжили Петр и его супруга Евфросиния. Некоторые историки считают, что именно эта супружеская пара приобрела святость и почитание верующих. На них, вероятно, историки обратили внимание по совпадению имен.
Муромчане любили княжескую чету за то, что они правили по совести, народ не обижали. Кроме того, княгиня была целительницей, помогала простым людям. Стали складываться легенды о ее чудодейственной силе. Церковь приняла решение канонизировать благочестивых Петра и Февронию на церковном соборе в 1547 году. Но до сих пор не умолкают споры вокруг жития этих святых. И больше всего недоумений и вопросов вызывает не их каноническое житие, включенное в Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, а знаменитая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», созданная по заказу митрополита Макария священником Ермолаем Прегрешным, принявшим монашеский постриг под именем Еразм. На содержание «Повести…» оказали влияние городские легенды, предания о княжеской паре и даже народные сказки, которые жители Мурома хранили в памяти и передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Поэтому стиль и содержание этого труда отличаются от стиля, присущего житиям святых. Не ошибусь, если скажу, что все исследователи считают «Повесть…» одним из лучших образцов древнерусского творчества, вершиной отечественной литературы 16 века. Давайте и мы, уважаемые читатели, заглянем на ее страницы.
Жили счастливо и умерли в один день
Если отбросить в сторону сказочные элементы о коварном Змие, искушавшем жену Павла, брата Петра, и «Агриковом мече», с помощью которого Петр смог победить Змия, а в его лице — и темного духа, то коротко жизнь Петра и Февронии выглядит так. Сначала в Муроме княжил старший брат, князь Павел (в других источниках — Владимир). Младший Петр в это время возглавлял княжескую дружину, защищал границы княжества. В одном из походов князь заразился кожной болезнью, от которой местные целители не знали лекарства. Кто-то из знахарей посоветовал князю отправиться в рязанские земли. Там, в деревне Ласково, жила девушка, дочка бортника. Только она могла исцелить князя. Девушка была мудрой, ясновидящей. Она поняла, что князь Петр – ее судьба, и только она сможет стать ему советчицей и опорой. Она поставила князю условие, что вылечит его, а тот в благодарность женится на ней. Князь пообещал жениться, но слова не сдержал. Не хотел он связывать свою судьбу с простолюдинкой. Феврония такой исход событий предвидела. Не долечила она князя до конца, оставила на теле один струп. От него снова пошли болячки по всему телу, и пришлось князю во второй раз ехать в Ласково за целебной мазью. Юная знахарка снова поставила условие жениться на ней. На этот раз князь сдержал обещание, привез Февронию в Муром, и они обвенчались. Жили они благочестиво, соблюдая Божьи заповеди. А когда старшего брата не стало, Петр сел на княжеский трон. Но против князя бояре стали строить заговор, стремясь занять его место. Они требовали, чтобы князь взял в жены девушку, равную себе по знатности. Князь Петр отказался. Он предпочел остаться верным клятве, которую дал Богу и супруге перед алтарем.
Сев на суда, погрузив на них еду и все, что требуется для жизни, Петр и Феврония уплыли по Оке. Суда остановились в некоем безлюдном месте. Князь переживал, как они жить будут, княгиня Феврония утешала его, верила, что Бог не оставит их. А тем временем бояре в Муроме устроили побоище, каждый хотел стать князем. В городе поднялась смута. Несколько горожан, посланных вдогонку за князем, уговорили его вернуться, чтобы установить мир в городе. Князь Петр и княгиня Феврония вернулись в Муром.
Правили они справедливо, не стремились к богатству и роскоши. А когда пришел час их кончины, упросили Бога, чтобы позволил им умереть в один день. Они удалились в монастыри. Завещали похоронить их вместе, в одной гробнице, но это противоречило монашеским уставам. Поэтому общий гроб с перегородкой, который был сделан по поручению князя заранее, оставался в соборном храме Пречистой Богородицы, а тела их положили в отдельные гробы: князя Петра – в соборной церкви святой Богородицы; княгиню – в загородной церкви Воздвижения, принадлежащей женскому монастырю. Наутро люди увидели, что тела князя и княгини лежали в общей усыпальнице, а отдельные гробы оказались пустыми. Люди разделили супругов, положив их в отдельные домовины. Наутро история повторилась. Верные друг другу супруги снова лежали вместе в общем гробу. Тогда их разъединять не стали, похоронили вместе у стен соборной церкви Святой Богородицы. Княгиня Феврония при жизни исцеляла людей, поэтому верующие в ее целительную силу больные люди приходили к княжеской гробнице, припадали к святым мощам и получали исцеление.
Традиции праздника
Сейчас святые мощи Петра и Февронии находятся в Троицком женском монастыре города Мурома. Сюда приходят паломники, чтобы поклониться им, просят исцеления от бесплодия. Девушки, которые не могут выйти замуж, молятся о будущем женихе, семейные люди – о счастливой супружеской жизни.
У входа в обитель установлен бронзовый монумент благоверным супругам. Подобных памятников в разных городах России уже великое множество – более шестидесяти, а волна всенародной любви к святым покровителям домашнего очага лишь нарастает. Ныне икону с изображением Петра и Февронии можно найти практически в каждой церкви. А в российских загсах 8 июля – наплыв желающих расписаться (кстати, многие загсы в этот день отказываются регистрировать разводы). Женихи и невесты верят, что если заключить брак в праздник Петра и Февронии, то они проживут такую же неразлучную жизнь, как святые муромские супруги. В день празднования влюбленные плетут венки из ромашек, дарят друг другу букеты ромашек и «февроньки» — открытки с изображением ромашек или других символов семьи.
И дети были!
Считается, что у Петра и Февронии не было детей. В подтверждение этой версии и светские исследователи, а нередко и современные богословы, приводят тот факт, что в житии святых, включенном в Четьи-Минеи, а также в «Повести о Петре и Февронии Муромских» нет упоминания о детях. Некоторые исследователи даже считают, что святые Петр и Феврония якобы специально отказались от телесного супружеского общения ради подвига воздержания и целомудрия. Есть и такие критики, которые используют отсутствие информации о детях любящей четы как контраргумент в полемике с православными: дескать, какие же это покровители семьи, если они сознательно отказались от деторождения?
Но вот какую любопытную информацию я нашла на сайте «Православие.ру». Протоирей Павел Гумеров проливает свет на эту проблему. Он отмечает, что для средневекового русского правителя бездетность являлась большой трагедией. Некоторые правители ради рождения наследника даже шли против совести и канонов Церкви. Особенно тяжелой проблемой была бездетность для князя времен феодальной раздробленности. Каждый князь хотел, чтобы его сыновья и внуки и дальше управляли его наделом. В противном случае после смерти князя княжество могло перейти к его родственникам, которые подчас являлись его врагами. Никто из князей, хотя бы из чувства ответственности перед народом и вверенными ему землями, не стал бы сознательно отказываться от продолжения рода – даже ради подвигов целомудрия. И маловероятно, что на это пошел бы и святой Петр Муромский.
Оказывается, кроме канонического жития, включенного в Четьи-Минеи Димитрия Ростовского, и «Повести о Петре и Февронии Муромских», есть еще одно житие об этих святых. Это жизнеописание составлено Филаретом (Гумилевским), блестящим богословом, очень авторитетным историком 19 века, и включено им в книгу «Избранные жития святых». Он, как профессиональный историк, опирается на исторические источники: русские летописи (Никоновскую), летописи Переславля Суздальского и другие, родословную Муромских князей, историю Рязанского и Муромского княжеств, сочинения историков Татищева и Карамзина. Поэтому его житие можно назвать самым достоверным с исторической точки зрения.
Согласно этим историческим источникам, в Муроме с 1205 по 1228 год правила княжеская чета Давид Юрьевич и его супруга княгиня Евфросинья. Святитель Филарет (Гумилевский) пишет: «Когда князь и княгиня достигли глубокой старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии». А в «Повести…» мирские имена святых перепутаны с монашескими, и потом эта ошибка перешла в более поздние печатные издания.
И дети, разумеется, у Петра и Февронии были! О детях благоверных князей Муромских свидетельствуют и «Родословная Муромских князей», и «Родословная Владимирско-Суздальских князей», и «Лаврентьевская летопись», и другие исторические источники.
У Петра и Февронии, согласно этим источникам, детей было трое: старший сын Юрий, унаследовавший после смерти отца его престол, Святослав и дочь Евдокия. Также известны имена их внуков: Ярослав – сын Юрия; Иоанн и Василий – дети Святослава; Димитрий – сын Евдокии.
Князь Юрий принял Муромское княжество в 1228 году, был смелым воином, сражался против мордвы, как повествует Новгородская летопись, бился с Батыем. В 1230 году он погиб, сражаясь с монголами.
Святослав в 1220 году вместе с отцом участвовал в походе против волжских булгар. Лаврентьевская летопись свидетельствует, что он умер в 1228 году, на пасхальной неделе, за несколько дней до праведной кончины своих родителей.
Дочь Петра и Февронии Евдокия вышла замуж за сына Всеволода Большое гнездо – князя Святослава. Летопись говорит, что ее отец, князь Муромский, был на этой свадьбе. У Евдокии родился сын Димитрий, который стал князем Юрьев-Польским.
…Вот такие святые и одновременно человечные, любящие друг друга Петр и Феврония жили давным-давно на нашей русской земле. На мой взгляд, неумирающий секрет супругов из старинного города Мурома в том, что они сумели соблюсти заповедь, которую возглашает священник во время венчания: быть вместе и в радости, и в горе, в богатстве и нищете, в здравии и болезни. Наверное, это идеал на все времена, для многих нынешних семей и, будем надеяться, для молодых семей будущих поколений.
по материалам интернет-сайтов
Все фото из открытых источников в Интернете