Конечно, эта пословица всем хорошо знакома, мы часто употребляем ее в своей речи, и значение ее не вызывает у нас никаких разночтений: на первом месте у человека всегда работа, дела, а на веселье, развлечения отводится совсем немного времени. О чем тут еще говорить? А вот, оказывается, с этим устойчивым выражением связано много чего интересного! Случайно наткнулась на эту информацию на сайте mir-knig.com и хочу поделиться своими новыми познаниями с вами, уважаемые читатели.
Пословица «Делу время, а потехе — час» существует уже давно, причем смысл ее одинаков в разной языковой среде. Например, ее находим в воспоминаниях русского писателя В. Вересаева, чья родная языковая среда – интеллигентский круг: «Началось учение – теперь в гости нельзя ходить… Это про водилось у нас очень строго: делу время, а потехе час. В учебное время – никаких развлечений, никаких гостей.» Эту же пословицу можно встретить и в произведениях М.Горького, носителя народной языковой стихии. «Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничении: делу — время, а потехе –час.» (М. Горький, статья «Об анекдотах»).
Смысл этой пословицы: делу следует посвящать основную часть жизни, а развлечениям – ограниченное время – полностью в традициях русской народной трудовой морали. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля можно найти и другие, схожие по смыслу, пословицы о труде: «Гулять – гуляй, а про дело не забывай», «Не пиры пировать, коли хлеб засевать», «Маленькое дело лучше большого безделья».
Но самое интересное в том, что изначально у этого выражения был совсем иной, почти противоположный смысл! А автором его, оказывается, был не кто иной, как сам царь Алексей Михайлович (Тишайший), отец Петра Первого!
Царь Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. С ранней весны до поздней осени он почти ежедневно выезжал в поле, то есть на охоту. На Руси издавна охоту, если она не являлась промыслом, называли «потехой».
Царская соколиная охота была хорошо организована. В «кречетнях» в селе Коломенском и селе Семеновском, в «сокольничих дворах» в слободе Сокольники содержалось более трех тысяч ловчих птиц. Их обслуживали сотни служителей — сокольников. Огромные средства тратились на соколиную охоту. Птиц доставляли издалека – с Двины, из Сибири, с Волги, каждую птицу везли с «бережением» в особом возке, обитом войлоком. Ловчих птиц (ястребов, соколов, беркутов) дрессировали, учили сидеть у охотника на руке. Алексей Михайлович знал всех своих птиц по именам и постоянно интересовался их здоровьем.
Одежды сокольников и снаряжение птиц поражали богатством – золотым шитьем, драгоценными камнями. Ведало царской охотой самое влиятельное учреждение в государстве – Тайный приказ. Можно сказать, соколиной охоте при дворе Алексея Михайловича придавалось государственное значение.
Иностранцы, которых царь в знак особой милости приглашал на охоту, описывали ее восторженно. Вот отрывок из воспоминаний австрийского посланника Майерберга: «в воскресенье на масленице…. Вдруг вошел к нам в комнату первый наш пристав и с великой важностью, как будто было какое-нибудь особенное дело, пригласил нас перейти в секретный кабинет наш. Вслед за нами явился туда царский сокольничий с 6 сокольниками в драгоценном убранстве из царских одежд. У каждого из них на правой руке была богатая перчатка с золотыми обшивками, и на перчатке сидело по кречету. Птицам надеты были на голову новенькие шелковые шапочки (клобучки), а к левой ноге привязаны золотые шнурки (должики). Всех красивее из кречетов был светло-бурый, у которого на правой ноге блистало золотое кольцо с рубином необыкновенной величины. … »
Царь много времени уделял своему увлечению, забывая порой о серьезных государственных делах. В 1656 году по велению царя было составлено подробнейшее руководство по соколиной охоте «Книга глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути».
Изучив «Урядник», Алексей Михайлович понял, что уж очень очевидно проявилось предпочтение охоты-забавы всем другим, в том числе и государственным, делам. И поэтому приписал своей рукой: «Правды же и суда, и милостивыя любве, и ратного строя, — написал он, напоминая и о служебном долге, — николиже (не) позабывайте: делу время и потехе час.» Надо заметить, что для древнерусского языка характерно было употребление слова «час» в значении «время». «Делу время и потехе час» первоначально означало, что и делу нужно уделять время, и потехе тоже нужно уделять время. Получается, всему свое время!
Но в России стало популярным, как уже говорилось выше, значение: делу нужно уделять свое основное время, а вот досугу и увлечению – совсем немного. То есть сначала работа, а потом уже (если силы остались) и все остальное. Выражение «Делу время, а потехе — час» именно в этом значении попало в сборник русских пословиц, поговорок, загадок 17 века, изданный в СПб в 1899 году. И именно в этом значении дошло до наших дней.