Этот дом в заречной части города знает каждый. Здесь попадаешь, словно в давно забытую детскую сказку. Из-за фигурной решётки на вас смотрит распустивший хвост павлин. Чуть дальше, на крыше бани, склонилась над гнездом семья аистов, а далее чёрный кот с белой кисточкой на кончике хвоста под мерное жужжание флюгера подкрадывается к задумавшимся над кормушкой паре снегирей. А над всем этим парит Царевна-Лебедь…
Подходишь к дому с другой стороны – из-за кованого забора широко улыбается, словно сошедший с экрана заяц из «Ну погоди!», а над калиткой, приглашая войти, встречают две белки…
И сам дом, спрятавшийся в глубине двора за свисающими со шпалер виноградными лозами с тяжёлыми гроздьями поспевающего винограда, словно сказочный терем весь в ажурных кружевах резьбы.
Хозяин этого волшебного двора встречает нас у калитки, опираясь, как и положено волшебнику, на сучковатый посох.
– Ко мне часто гости заглядывают, – говорит хозяин дома, он же мастер, сотворивший всё это сказочное царство своими руками, Владимир Яковлевич Абрамов. – Кто просто посмотреть, сфотографироваться на память, а некоторые специально посмотреть, что и как сделано, бывает, что и замеряют, фотографируют, чтобы потом у себя попробовать тоже что-нибудь подобное сделать. Пускай. Мне не жалко.
Я этот дом в восьмидесятом году купил. Были одни стены да крыша. И захотелось мне, чтобы был он не такой, как у всех. Я ещё в мальчишках, когда мы в Дунилове жили, присматривался к резным наличникам, фасадам, «полотенцам». Интересно было. Пробовал и сам что-то резать, но тогда не получалось, а когда свой дом появился, «заболел» этим делом по- настоящему. Ездил по деревням, искал красивые наличники, зарисовывал, старался запомнить, а дома что-то додумывал, добавлял сам, искал свой рисунок и начал резать. Подсмотрел у стариков, как устроен простейший домашний станок для прорезной резьбы, сделал такой же и начал работать. Здесь всё : и наличники, и полотенца, и фасады — сделано моими руками, по собственным эскизам, – рассказывает Владимир Яковлевич.
А позднее на работе познакомился я с одним замечательным мастером-кузнецом. Работал я мастером на шуйском металлозаводе. И там у нас недолгое время работал пожилой кузнец. Посмотрел я на его работу и загорелся. Знаете, сварить металл при помощи сварки дело, в общем-то, нехитрое, многие могут. А вот кузнечная сварка – это совсем другое дело. Это уже настоящее искусство. Оборудовал я себе во дворе кузницу и начал осваивать кузнечное дело. Это ведь только на первый взгляд кажется, что всё просто, – показывает он на забор, украшенный по верху острыми пиками. – Один из моих знакомых надумал себе такой же забор сделать. Недели две промучился и бросил. Не получается у меня, говорит. Как ни стараюсь, а две одинаковые пики никак не получаются!
Я поинтересовался у мастера, откуда он берёт образы для своих сказочных персонажей.
– А из сказок и беру! Что-то из мультфильмов, что-то из книг, многое сам додумываю. Просто взять и скопировать увиденное где-то, неинтересно. Гораздо интереснее, когда ты сам всё это представил, увидел, а потом и осуществил, оживил, если получится в металле или в дереве. Пока, вроде, получается, – улыбается он. – Людям интересно, нравится. Многие приходят с просьбой сделать что-нибудь подобное и для них. Правда, чаще заказывают ограды и кованые кресты на кладбище, но и это тоже нужно.
Я уходил, и павлин над калиткой кивнул мне, прощаясь. Впрочем, может быть, мне это только показалось, но павлин был действительно, как живой.
Олег НАЗАРОВ