Скоро исполнится два года с момента, когда Сергей Шестухин стал представлять Шую и Шуйский район в Ивановской областной Думе. Сегодня мы публикуем запись его беседы с главным редактором «Шуйского времени» Сергеем Жубаркиным. Встреча состоялась на одной из недавно открывшихся после коронавирусных ограничений веранд, где они обсудили, что значит быть областным депутатом и чем «депутат от народа» отличается от «депутата от власти».
СЖ: Сергей Анатольевич, как вам работа в областной Думе? Радует, разочаровывает, стоило ли за это бороться?
СШ: Честно скажу, надеялся, что рычагов и возможностей для решения вопросов будет больше. Даже не отсутствие рычагов удручает, а их неэффективность. Годами многие механизмы настраивались на безынициативность и уход от ответственности. Многие представители власти уже привыкли отделываться отписками и отсылками. Порою приходится написать кучу писем и переругаться с толпой чиновников, чтобы решить, казалось бы, пустячную проблему, например, подсветить пешеходный переход. Но работаем, приучаем потихоньку исполнителей к тому, что я не отстану. Некоторые думают, что я слишком беспокойный и шумный — пусть так, лишь бы дело делалось. Я же не сам проблемы придумываю, ко мне люди обращаются. Вот, к примеру, автошколы. Их работу в период пандемии как бы никто не запрещал, а значит, и разрешать некому. А полиция их шугает. Так я Правительство, как говорится, «достал», зато теперь им отдельным документом работать разрешили. Та же история с продажей рассады. Легче разрешить, чем с таким депутатом связываться. А почему? Потому что за мной живые люди. В целом работа нравится и результат есть.
СЖ: От бывалых депутатов доводилось слышать, что депутат пять лет только учиться работать и лишь на второй срок от него есть толк.
СШ: Трудности, конечно, есть, но не настолько. Я очень быстро учусь. Думаю, что мог бы быть несколько эффективней, будь моложе. Устаю иногда.
СЖ: Власть порою использует аргумент: если депутат не от партии власти (Единая Россия), то ресурсов у него меньше и денег этому округу давать будут меньше. Это ощущается?
СШ: Абсолютно нет. Скорее даже наоборот. Уже по итогу выборов округ, поддержавший оппозиционного кандидата, оценивается как проблемный. А проблемы решаются деньгами и прочими бюджетными «пирогами», единорос же ничего потребовать не может, ему вообще без одобрения начальства рот открывать нельзя. А разве начальство одобрит, чтобы ты для своего округа чего-то большего требовал? Конечно, нет.
СЖ: Действительно, и в городе, и в районе больше стало делаться в последнее время. И все это, как правило, за счёт областного бюджета.
СШ: В первую очередь, вырос бюджет области. Это, конечно, и заслуга Губернатора, да и политика финансирования изменилась. Тут вот что нужно понимать: дороги строит, создаёт иную инфраструктуру не Шестухин, не Бабанов с Корягиной и даже не Воскресенский. Строят, ремонтируют, возводят … специалисты за наши с вами народные деньги. И вот депутат должен донести волю избирателя до исполнительной власти: что, где и как за наши деньги делать. Ну и контролировать, чтобы не растащили. Что-то получается, что-то нет. Как уже сказал, исполнительная власть избалована безынициативностью депутатов от партии власти. Отдельные чиновники уверовали в то, что они тут чуть ли не наместники Божие, путают госбюджет со своим семейным. Будем таких спускать с небес.
СЖ: Вы довольно шумный парламентарий, много выступаете, голосовали против поправок к Конституции РФ вопреки решению партии, требовали отставки отдельных блоков областного Правительства, добивались возврата прямых выборов Глав. Ивановские СМИ вас часто цитируют и транслируют. Почему в Шуе про вашу работу можно узнать только из «Местного спроса»?
СШ: На самом деле более подробно я отчитываюсь о своей работе на своей странице в Фейсбук. А в качестве трибуны в шуйском информационном пространстве мне достаточно «Местного спроса». Все, кто интересуется политикой, его читают. Ну, теперь, надеюсь, буду и у вас печататься, хотя бы иногда.
СЖ: Да можно и часто… (смеёмся)
СШ: «Шуйские известия» не хотят писать про оппозиционного депутата, хотя это явное нарушение, поскольку они финансируются из областного бюджета и обязаны освещать работу областной власти. Хотя я лично считаю, что это излишние траты. СМИ не должны получать деньги из бюджета на освещение работы власти. Это власть должна работать так, чтобы СМИ о ней рассказывали.
СЖ: Сейчас закончилось голосование по поправкам, как вы оцениваете процесс?
СШ: Для чего было устроено это голосование? По закону в нем нет необходимости, и поправки приняты ещё в марте. Но Путин решил, что народ должен высказаться. Задача, поставленная Президентом, — придать процессу народное признание, так сказать легитимность. Для этого процесс должен был быть максимально прозрачным. Что же происходило в Шуе? С самого начала голосования начали поступать сигналы о давлении на избирательные комиссии. Даже запись в интернете появилась. Я отправил в ТИК своего представителя — лучшего наблюдателя в Ивановской области — Ирину Мальцеву. Так ее даже не допустили до наблюдения. Мальцева, на минуточку, — обладатель грамоты ЦИК РФ «За помощь в контроле избирательного процесса». А в сам день голосования и корреспондента МС Владимира Бабайкина удалили с одного из избирательных участков под предлогом неправильной аккредитации! И это несмотря на то, что Облизбирком ему аккредитацию дал, а по закону она вообще не нужна представителю СМИ. О какой прозрачности и легитимности можно говорить? В Шуе задача, поставленная Президентом, провалена полностью.
Несмотря ни на что, работу свою мы продолжать будем, будем и дальше решать проблемы людей, организовывать встречи. Мы должны понимать, что только нацеленность на работу по реальному решению проблем граждан может привести к хорошему результату.
В сентябре этого года состоятся выборы в Шуйскую городскую думу. Партия «Справедливая Россия» в ближайшее время выдвинет достойных кандидатов. При этом мы планируем координировать свои действия с КПРФ и ЛДПР. Необходимо дать бой «Единой России»! Диалог между оппозиционными партиями – это залог нашего успеха!
СЖ: Спасибо за разговор, мы надеемся, что не откажете в следующий раз дать интервью для читателей газеты «Шуйское время».