В предыдущем номере нашей газеты мы поздравляли Валерия Зубкова с победой во Всероссийском фестивале «Полифония сердец», где они с Надеждой Назаровой исполнили песню «Комсомольцы-добровольцы». Тогда же мы договорились о том, что Валерий на страницах нашей газеты расскажет о себе, о своём творческом пути, ответит на вопросы наших читателей. Такая встреча состоялась.

Валерий, сначала, наверное, расскажите немного о себе. Что стало первым толчком, первым шагом в становлении Валерия Зубкова как известного певца и музыканта?
– Я – коренной шуянин. Родился и вырос на улице Фрунзе, где наша семья жила до конца шестидесятых лет прошлого столетия. Рос как все мои ровесники, с той лишь разницей, что в семье нашей очень любили музыку. Отец хорошо играл на семиструнной гитаре, неплохо пел. От него эта любовь к музыке передалась и мне. Однажды на день рождения он подарил мне настоящую гитару. Я думаю, что это было событие, которое определило всю мою жизнь.
Когда мне исполнилось двенадцать лет, родители переехали жить в центр города. Я пошёл учиться во вторую школу, а в доме пионеров я попал в кружок, который вёл великолепный музыкант и прекрасный педагог Василий Фёдорович Князев. Этот человек дал путёвку в жизнь очень многим своим ученикам, ставшим настоящими большими музыкантами. Я тогда занимался сразу в двух кружках – в духовом и по классу гитары. А по поручению пионерской организации я ещё должен был освоить пионерский барабан. Уже через два года я в составе взрослого духового оркестра фабрики «Шуйский пролетарий» играл на демонстрациях, а в пятнадцать лет в городском Доме пионеров я организовал свой первый музыкальный коллектив – эстрадный ансамбль: соло — гитара, бас — гитара, ритм- гитара и ударные инструменты. И закружило. Через год при перемиловском Доме культуры создал ансамбль «Альтаир». Играли мы на танцевальных вечерах, а о нашей популярности в то время говорит тот факт, что на танцы в перемиловский клуб съезжалась молодёжь со всего города. Потом недолгое время выступали в составе эстрадного ансамбля при шуйском радиозаводе. Но, по большому счёту, всё это было лишь прелюдией. Дальнейшую карьеру в качестве музыканта определила служба в Армии. Служить пришлось в Горьком, где практически сразу был зачислен в музыкальный взвод. В нашем взводе были очень сильные музыканты, совместная работа с которыми дала мне очень многое. Выступали и как духовой оркестр части, и как эстрадный коллектив. Одним словом, на «гражданку» пришёл уже вполне состоявшимся музыкантом. Сразу после демобилизации пришёл работать заведующим культурно-массовым сектором в городской парк культуры и отдыха, директором которого был мой друг Евгений Топтыгин.

ВИА «Бригантина»

Шуяне старшего поколения хорошо помнят время, когда на танцах в городском парке культуры и отдыха играл вокально-инструментальный ансамбль «Бригантина». Более популярного музыкального коллектива ни в городе, ни в районе не было. Расскажите об этом поподробнее.
– В 1976 году произошло ещё одно знаковое событие в моей творческой биографии. Вместе с моими друзьями мы создали вокально-инструментальный ансамбль «Бригантина» в составе: бас- гитара – Сергей Бабенко, ударник – Владимир Бодров, саксофонист – Александр Теплов и на клавишных – Ольга Сотова (Жукова).
Мои ровесники и те, кто на несколько лет старше или моложе, хорошо помнят, что творилось на танцевальной площадке во время наших выступлений. Билетов на танцплощадку купить было практически невозможно, на тех, кто сумел туда попасть, смотрели с завистью, как на счастливчиков, а очень многие танцевали на свободном пространстве вокруг площадки. Наши песни записывали на магнитофоны и по вечерам из окон молодёжных общежитий доносились «Васильковое платье», «Дождик – серебряные струны» и другие наши мелодии и песни. Выступали четыре дня в неделю с неизменным успехом. Нас приглашали выступать на многие городские и районные мероприятия, и тогда же мы записали свой первый диск. Да, да, не удивляйтесь. Всё именно так и было. На центральной площади тогда была организована простейшая, первая в городе студия звукозаписи, где каждый желающий за очень небольшую плату мог заказать запись поздравления или музыкальный подарок. И хотя записи делались на старых рентгеновских плёнках, «на костях», как тогда говорили, это мероприятие было очень популярным и востребованным. Вот тогда мы получили предложение от этой нашей городской студии записать наши песни. А негласно нам пообещали в качестве приза, что как только будет продана тысяча дисков, ящик коньяка. Естественно, мы такое предложение сначала всерьёз не приняли, но тем приятнее было узнать, что уже через две недели тысяча дисков с нашими песнями была распродана. Вот таким был наш первый творческий гонорар.
Со временем, несмотря на популярность, выступления только с эстрадными номерами стали уже не интересными, хотелось попробовать себя на чём-то большем. Нашлись и единомышленники, которые поддержали мою идею. Вот так в 1978 году на базе Шуйского педагогического института была организована группа «Фортес» под руководством Виктора Худякова. Это была совершенно особая полоса в моей музыкальной карьере. Состав нашей группы: соло — гитара – я, бас — гитара – Владимир Валькевич, ударные инструменты – Евгений Калиберда, первые клавишные – Виктор Худяков, вторые клавишные – Ольга Погиба и три скрипки – Ольга Ковалёва, Татьяна Опарина, Елена Ивакина.
Мы сознательно ушли от «попсы» и создавали собственные аранжировки самых известных советских и зарубежных музыкальных произведений. Выступали с песнями военных лет, с патриотическим репертуаром. Первым и самым запоминающимся выступлением в составе группы «Фортес» стала наша обработка известной песни Юрия Антонова «Маки». Это было накануне Дня Победы. Успех был просто ошеломляющий.
Пять лет группа «Фортес» была постоянным победителем областного фестиваля «Студенческая весна», фестивалей и конкурсов патриотической песни, победителем областного конкурса вокально-инструментальных ансамблей «Радуга».

«Фортес»

Сегодня в городе мало кто знает и помнит, что «Фортес» выступал со своей патриотической программой, в том числе и перед делегацией из ФРГ, и выступление прошло с большим успехом.
– Да. В 1980 году в дни празднования 35-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне город посетила делегация из Федеративной Республики Германии. Нам довелось выступить перед немецкой делегацией в зале ШГПИ. Немецкие гости из совсем не дружественной нам страны стоя аплодировали песням военных лет, с которыми мы выступили. Наверное, у «Фортеса» было большое будущее, но вмешался случай. На очередной День Победы мы были включены в утверждённый городским комитетом КПСС план культурных мероприятий. Казалось бы, ничего особенного, мы были постоянными участниками всех общегородских праздничных мероприятий и концертов, выступали на праздниках и в Шуйском районе, но в этот раз нам предстояло выступить со своей концертной программой на Троицком кладбище. Мы готовы были выступить на любой городской площадке, но петь на кладбище, где похоронены наши родители, это показалось нам неуместным. Отказывать комитету партии в те годы было равносильно самоубийству. Реакция последовала незамедлительно. Уже на следующий день группа прекратила своё существование. Я до сих пор жалею, что этот уникальный коллектив просуществовал так недолго.
После того, как «Фортес» прекратил своё существование, я перешёл на работу в городской Дом культуры, где выступал с сольными номерами, а некоторое время спустя был приглашён в качестве художественного руководителя группы «Любовь с дождём». Музыкальным руководителем группы была Татьяна Скворцова. И этот коллектив буквально с первых шагов стал очень популярным и неоднократно побеждал в различных областных молодёжных конкурсах и на фестивалях. В составе группы выступали Екатерина Смолина, Ольга Грудина и Светлана Карпенко.
После очередной победы на областном конкурсе группа «Любовь с дождём» была включена в состав делегации Ивановской области на базу Российского Черноморского флота в Севастополь со своей концертной программой. Мы выступали перед моряками-черноморцами в Севастополе, после чего были приглашены выступить в Ялте. Это был, по-моему, самый яркий факт из истории группы. Вообще группа была очень талантливой, но жизнь на месте не стоит. Все повзрослели, закончили учёбу, и у каждого началась своя жизнь. Но, не сомневаюсь, каждый из участников группы на всю жизнь сохранил в памяти время выступлений в составе группы «Любовь с дождём» как самый замечательный период в своей студенческой жизни.

Трио «Зимняя вишня»

Трио «Зимняя вишня» – коллектив сравнительно молодой, но сегодня в городе не проходит ни одного культурного мероприятия без его участия, а совсем недавно вы с Надеждой Назаровой стали лауреатами первой степени Всероссийского фестиваля «Полифония сердец 2020».
– Трио «Зимняя вишня»- это очередная, сегодняшняя ступень в творчестве. Надеюсь, что не последняя. Наш коллектив очень многогранен. В репертуаре и шансон, и народные песни, и современная эстрада, но, пожалуй, самое главное направление- это патриотический репертуар. При этом мы не просто исполняем известные песни, а стараемся придать им новое звучание. Так было и с песней «Комсомольцы-добровольцы», которую мы представили на фестивале «Полифония сердец». Жюри по достоинству оценило и музыкальную аранжировку этой известной песни, и наше исполнение. У нашего коллектива очень большой потенциал, и я считаю, что на сегодняшний день он раскрыт далеко не полностью.

Спасибо, Валерий. Ещё раз поздравляем с такой почётной и заслуженной победой и от всей души желаем новых творческих успехов и достижений.

Олег НАЗАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.