«Красная горка — красивая по местоположению, увеселительная по играм, какие обыкновенно бывали и доселе бывают,» — писал исследователь старины П. Снегирёва.
На Красную горку встречали весну, а гулянья проходили на возвышенностях, пригорках, которые раньше всего освобождались от снега и становились таким образом красивыми, то есть «красными». Этот языческий праздник возник задолго до христианства. Это праздник обновления Солнца. Люди, собиравшиеся на холме (горке), закликали: «Яриле слава! Здравствуй, красно Солнце!» Произносились заклинания на погоду, на обильный урожай. Песни-веснянки славили Ярилу, приход тепла, зарождение новой жизни (будущих плодов Природы).
Считалось, что женитьба на «Красную горку» — самая удачная. По народным поверьям, обручившиеся так молодые не расстанутся никогда.
Существует даже поговорка: «Кто на Красную горку женится, вовек не разведётся».
Итак, красная горка — первое воскресенье после Пасхи. По сути, это праздник начала весны. В культуре укоренилось его народное название. Священники же называют Красную горку Фоминым воскресеньем, или Антипасхой. Праздник также называют Кликушное воскресенье, или «Ярылавіца» (это по-белорусски). Красная горка считалась девичьим праздником, но, в принципе, это тот день, который нужно посвятить любви, веселью и встрече долгожданной весны.
Для Церкви это важный день, связанный с библейской историей. Его называют Фоминым воскресеньем, потому что в Евангелии написано, как на восьмой день после воскресения Иисус Христос явился апостолу Фоме. Это событие зовётся «Уверением Фомы» и описано в Евангелии от Иоанна — там же, где есть информация о Страшном суде. В данном отрывке Христос говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и будь не неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Поэтому в народе укоренился фразеологизм «Фома неверующий». А святитель Феофилакт Болгарский объяснял неверие апостола тем, что при воскресении тот просто не присутствовал, поэтому и не мог поверить.
Сейчас «Фома неверующий» – устойчивая фраза, которая характеризует человека, не верящего ни во что.
Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из апостолов Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра его, не поверю» (Иоанн, 20, 24–29).
Подготовила Елена Николаева
