Как всегда незаметно и слишком быстро пролетел июнь — первый месяц самого долгожданного для всех нас времени года, подарившего и палящее солнце, и надоедливые дожди. На пороге июль, и это не только середина лета, но и середина календарного цикла. Древнерусское название июля — липец. Слово упоминали в месяцесловах, православных календарях и связано оно с тем, что в это время на Руси зацветала липа и велись сельскохозяйственные работы, от них зависело, какой будет зима: сытой или голодной. Предстояло как следует потрудиться в поле, чтобы собрать потом богатый урожай. Но несмотря на усталость и обилие работы, все равно этот месяц был самым любимым и остается таким и по сей день — светлым, солнечным, жарким и ещё грозовым.
Множество пословиц и поговорок дошли до нас из прошлого в качестве бесценной исторической памяти:
Июль — краса лета, серёдка цветка.
Июль — грозник, молнии мечит, дубы калечит.
В июле солнце ликует.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
Пот ключом бьет, а жнец свое берет.
Только лодыри одни женятся в страдные дни.
Работай споро — будет хлеба горы.
Всякий, кто дорос — спеши на сенокос.
Сейчас самое время наслаждаться благодатью природы — все живое наполнено яркими красками, разносится спелый аромат зреющих ягод, полевые грядки одаривают щедрыми плодами, лес после внезапного дождя приносит корзины грибов, цветут цветы, произрастают семена, природа делится частью себя, отдавая самые свежие подарки плодородья.
Давайте вместе проделаем путь, пожалуй, самый важный и драгоценный, открывающий горизонты нашего необъятного мира — путешествие к себе. Вспоминая своё лето из детства, хранящееся в закромах души и сердца, понимаешь — это всё какая-то необъятная философия, и именно она и формирует в нас личность и учит любить.
Анатолий Владимирович Зорин вырос в многодетной семье, что по меркам того времени было редкостью. Родившись в середине шестидесятых, он один среди друзей, как школьных, так и уличных, имел трёх сестёр и двух братьев. Мама — Надежда Григорьевна — была домохозяйкой, что не особо приветствовалось во «времена застоя». Закончив в своё время школу, она пошла трудиться на фабрику, где и познакомилась с первым мужем. В этом браке родились двое детей, которые после развода остались с мамой. Бабушка с дедушкой — Григорий Назарович и Любовь Николаевна Ткаченко — были родом с Украины, переехавшие в наши края вслед за старшим братом деда, который проходил тут службу и женился, оставшись жить. Баба Люба была певуньей — все уличные праздники не обходились без её участия — будь то соседская свадьба, проводы в армию или просто застолье. А вот дед был немногословен, но добр и не криклив, и все носки для детей и внуков вязал сам, что для многих было странно. Поначалу мама Анатолия Владимировича с ребятишками расположилась в доме родителей. Через три дома от них жила семья, где единственный сын засиделся в женихах. Именно он — Владимир Игнатович Зорин станет главой большого семейства. Его родители выделят комнату для семьи сына, сделав отдельный вход, а сами останутся жить в двенадцатиметровой комнатке, которая будет служить им и спальней, и кухней. В этом браке мама Анатолия Владимировича родит ещё четверых детей, причём двух младших погодок уже в сорокалетнем возрасте.
Сам Анатолий Владимирович вспоминает своё детство так: «Конечно, одежду я донашивал за старшим братом, новых вещей практически не было. Но этому не особо придавалось значение, так как в школе была единая форма, а бегать по улицам с пацанами одевалось, что похуже». Он хорошо помнит, что помимо игр за каждым ребёнком было закреплено задание — у девчонок по дому, на парнях — огород: наносить воды, вскопать, окучить. У бабы с дедом была корова Зорька. Именно заготовка сена для неё на предстоящую зиму — было самым нелюбимым занятием у детей. «Молоко — то все пить горазды, а как работать — так нет никого!» — кричала баба, когда видела «кислые мины» на лицах внуков. И попробуй не сделать то, что велено — это даже была не просьба, а необсуждаемый приказ. «Особая досада раздирала аж до слез, когда именно в разгар игры ты позарез понадобился взрослым,»- продолжает Анатолий Владимирович. Его отец работал на тракторе в колхозе и в летнюю пору пользовался служебной машиной в помощь не только себе, но и всей округе. Вот накосит он в пойме Тезы или на опушке леса травы, привезёт её к дому, благо перед ним имелась полянка, и весь дальнейший процесс сушки сена ложился на плечи детей: перевернуть, сгрести в копну и укрыть плёнкой при появлении туч и дождя, снова раскидать на просохшую землю и так до готовности. Но самое муторное ждало впереди: сухое сено необходимо было поднять на сеновал и утрамбовать плотно, чтоб хватило до весны. «Вот это я запомнил на всю жизнь, как в душном сеновале принимаешь по частям колючее сено и упихиваешь его всем своим телом, а спустившись вниз, стоишь весь мокрый от пота и поцарапанный травой, которая забилась и в одежду, и в волосы. И потом бежишь на речку окунаться или в бочку с прогретой за день дождевой водой. Сколько в том было удовольствия и радости!» — при этих словах лицо рассказчика растягивается в улыбке.
У каждого детства есть начало и есть окончание. И с последним школьным звонком покидает выпускника беспечность и ребячья наивность — наступает пора делать выбор профессии. После восьмилетки Анатолий Владимирович поступил в Сергеевский сельхозтехникум. Возиться с запчастями, разбирать и собирать — всё было ему в удовольствие. Закончив учёбу и отслужив в армии, он какое-то время поработал на селе, где и познакомился с будущей женой — Галиной. Вместе супруги почти сорок лет и за это время пережили много разного. Но, по словам Анатолия Владимировича, все жизненные трудности и невзгоды в семье делятся на двоих, а значит и переносить их легче в два раза. А Галина Михайловна добавляет, что ей повезло с мужем: у него «золотые руки» и мягкий характер. У самих супругов две дочки — Елена и Екатерина. Обе получили высшее образование и выпорхнули из родительского гнезда — старшая живёт в Нижнем Новгороде, а младшая — в Коврове. Сейчас у бабушки с дедушкой гостят двое младших внуков, а скоро подъедет и старший.
Со своими братьями и сёстрами Анатолий Владимирович поддерживает близкие отношения, и все значимые события они отмечают вместе — общаются, поют песни, которые помнят с детской поры, когда их пели в семье. «Это моя опора. Не представляю свою жизнь без них и благодарен своим родителям, которые, не боясь трудностей и людской молвы, растили нас и делились любовью, её, как оказалось, хватило нам всем».
Июль — время тепла и чудесных запахов. В лесах появляются грибы, на полянках поспевают всевозможные ягоды. Уже отцвела золотистая рожь, а свежескошенное сено источает пряный, милый сердцу аромат.
Птенцы уже выросли, покидают своих родителей. Замолкают кукушка и соловей. Затаиваются и прячутся от полуденной жары звери…
Что хорошего в июле?
Жуткая жара.
Осы жалятся как пули.
Воет мошкара.
Дождь упрямо избегает
тротуаров, крыш.
И в норе изнемогает
Полевая мышь.
Душно в поле для овечки,
В чаще — для лося.
Весь июль купайся в речке
вместо карася.
Иосиф Бродский
Елена Антошкина