Выражение, обращенное к плачущему человеку и означающее, что причины для расстройства нет, а слезы его – из-за ерунды.

Существует такая история происхождения:
Была на Руси примета, что, если беременная женщина будет кушать много лука, у неё родится мальчик. Конечно, вся семья хотела именно мальчика: он мог помогать по хозяйству, в поле работать, пасти овец и многое другое. К тому же был бы продолжателем рода. И если вопреки множеству съеденного лука в семье все-таки рождалась девочка, ее и называли “горе луковое”. Всё потому, что с девочками было больше забот: и воспитать, и приданым обеспечить, и найти жениха. Да и она вполне могла быть некрасивой, что было бы действительно горем в семье.
Но, скорее всего, всё гораздо проще. Режем лук – обливаемся слезами, хотя повода для грусти нет. Вот и говорили тогда: «Горе луковое!» Именно такое значение сейчас близко к объяснению этого фразеологизма.

Вернемся к нашим баранам
Забавное выражение, которое означает — «вернемся к сути вопроса, мы отклонились от первоначальной темы».
История происхождения: выражение пришло из уличной французской театральной постановки времен 15-го века про адвоката Патлена. 
Смысл сценки такой: богатый торговец сукном подал в суд на пастуха, который украл у него баранов. Когда во время заседания слово взял адвокат обвиняемого, торговец вдруг узнал в нем человека, который однажды взял у него в долг ткань и не отдал за неё деньги. Так истец сразу набросился с обвинениями уже на адвоката, требуя вернуть деньги за сукно. Судья уже не мог понять, кого и в чём обвиняют, и, наконец, закричал: «Вернемся к нашим баранам!” Так что значение этой фразы давнее!

Фразеологизм «Клевать носом» вспоминают, когда говорят о ком-то рассеянном, сонном, находящемся в полудрёме. Такой человек не может поднять голову от усталости. Он пытается взбодриться, выпрямляет спину, широко открывает глаза и изо всех сил старается вникнуть в то, что происходит вокруг, но у него ничего не получается. Голова снова падает, веки закрываются, а нос опускается вниз и смотрит в пол, словно птичий клюв. Из-за того, что засыпающий время от времени пытается вынырнуть из сна, со стороны кажется, будто он совершает клевательные движения. Чего ни сделаешь от усталости – тем более, когда нет возможности толком поспать? Итак, клевание носом – признак сильной усталости, когда нет сил контролировать себя и противиться дремоте. Всем, кто клюёт носом, необходимо хорошенько выспаться.
Появилась фраза давно от глагола «клевать», который обычно применяют к птицам или рыбам, описывая многократно повторяемые, однообразные и последовательные действия, совершаемые клювом или носом. А в сфере человеческих отношений слов, подходящих для передачи столь специфического состояния, нет – вот и пришлось оглянуться на повадки братьев наших меньших.
Любопытно, что клевать носом могут не только люди, но и корабли. В «Морском словаре» К. И. Самойлова (за 1941 год) данный фразеологизм имеет следующее значение: «Так говорят про судно, когда оно на килевой качке начинает принимать воду на нос». Получается, что такое судно клевало, клевало – и наклевалось, а точнее сказать — нахлебалось.
О тех, кто устал и засыпает, на Руси сложено немало ярких выражений:
спать на ходу;
уронить голову на грудь;
не чуять ног от усталости;
носом окуней ловить.
У этого фразеологизма также есть интересные зарубежные сородичи:
to nod, nodding – «кивать головой, ронять голову» (англ.);
sommeiller – «засыпать, впадать в спячку» (фр.);
nach dem Bettzipfel schielen – «коситься на кончик одеяла» (нем.).
Пословиц, поговорок и фразеологизмов о сне очень много. Каждый погружается в сон так, как это свойственно его натуре. Ясно одно: желанный отдых от дел и забот одинаково важен и тем, кто крутится, как белка в колесе, и тем, чья жизнь течёт размеренно и чинно. Чтобы не клевать носом, вызывая улыбки окружающих, хотя бы иногда позволяйте себе выспаться!

Лезть на рожон

Выражение «лезть на рожон» связывается с охотой на медведя. Победить «царя русского леса» в рукопашной схватке практически невозможно. Зато сам взрослый мишка, вес которого достигает 300-400 килограммов, запросто может «заломать» человека. Чтобы обезопасить себя, в старину бортникам, собирателям и охотникам приходилось брать с собой в лес деревянный кол с острым железным наконечником. Это орудие и называлось рожном. Его использовали тогда, когда зверь нападал первым. Вставая на задние лапы и обрушиваясь на человека всей своей массой, медведь напарывался на острие рожна и погибал. Получается, что он как бы «лез на рожон», словно напрашиваясь на гибель. Эта величественная и трагическая картина красноречиво показывает, что ждёт того, кто провоцирует опасность и угрозу собственным поведением.
Сейчас этот фразеологизм понимают так: вести себя необдуманно, безрассудно, рискованно. В толковых и фразеологических словарях это выражение сопровождается пометкой «неодобр.». Ясно, что фразу адресуют не самым разумным и уважаемым людям. Действительно, те, кто лезет в пекло, не имея при этом никакой благородной цели и не думая о последствиях, вызывают у большинства недоумение и раздражение, ведь зачастую они рискуют не только собственной жизнью, но и спокойствием окружающих.
Елена Николаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.