В этом году День весеннего равноденствия наступил 20 марта в 03.06 по Всемирному координированному времени или в 06.06 по московскому времени. 

Равноденствие — это астрономическое явление, при котором продолжительность дня и ночи во всём мире становится практически равной. Происходит оно дважды в году. В этот день Солнце, двигаясь по эклиптике, пересекает небесный экватор: весной оно переходит из Южного полушария в Северное, а осенью — наоборот.
Дата весеннего равноденствия варьируется от года к году с 19 по 21 марта. Происходит это вследствие того, что промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через одну и ту же точку равноденствия (тропический год) не совпадает с продолжительностью календарных лет, моменты равноденствия из года в год перемещаются относительно начала календарных суток. 
Времена года по полушариям меняются, и у нас в Северном, наступает астрономическая весна. Световой день становится все более длинным, пока не дойдет до своего максимума — явление называется солнцестоянием, когда Солнце занимает высшую точку над горизонтом и держится в ней несколько дней.
Это мы теперь, благодаря интернету, легко и просто можем подсмотреть, какой праздник приходится на каждый календарный день. А вот наш сегодняшний собеседник — человек старшего, советского поколения, привыкший с детства к труду, а не к праздничным будням. Но факт того, что его день рождения (22 марта) выпал на день памяти Сорока мучеников по церковному календарю — он знал с малых лет (в 320 году недалеко от армянского города Севастии 40 воинов-христиан приняли подвиг мученичества за отказ принести жертву языческим богам). Его мама была женщиной простой и набожной, соблюдавшей все посты и праздники по-тихому, никогда не афишируя это.
Родился Николай Николаевич Антипин в военном 1942 году в деревне Орлиха Шуйского района. Сейчас на месте его малой родины — трава по пояс, в которой утопают сохранившиеся до сего дня вековые деревья, и почти заброшенное кладбище. Родители — Евдокия Алексеевна и Николай Павлович — оба трудились в колхозе. Молодые, ещё только начинающие свою жизнь, они строили планы на будущее, но этим планам не суждено было сбыться: в конце лета 1941 года отца забрали на фронт. Рождённого весной сына, Евдокия Алексеевна назвала в честь мужа — Николаем.
Николай старший никогда не увидит Николая младшего, будучи сраженным на поле брани в самую жестокую войну двадцатого столетия. Получив похоронку со словами «пропал без вести», мама Николая Николаевича так больше и не вышла замуж, храня верность и любовь своему Николаю Павловичу. И всю оставшуюся жизнь рядом с ней будет только один мужчина -единственный сын Николашка. Евдокия Алексеевна проживёт долгую жизнь, успеет помочь сыну с детьми и понянчить правнука. В их доме, сначала деревенском, а потом городском, всегда были рады всей многочисленной родне и принимали на ночлег земляков, приехавших в город из родной деревни.
Ещё в раннем детстве на плечи Николая Николаевича легли заботы по дому и хозяйству, да и на ферму вместе с мамой он часто бегал помощником. Свадебное фото родителей висело в «передней» на видном месте, и с него смотрел юному Николаю прямо в глаза навсегда молодой отец. С малых ногтей сын осознал главное — он теперь опора для мамы и бабушки, поэтому старался делать всю мужскую работу, не стесняясь спрашивать помощи у оставшихся в деревне стариков и вернувшихся с войны мужчин.  Николай Николаевич рассказывает, как с другими детьми бегали на «бульвар» собирать грибы. Все знали, что через деревню проходила большая, императорская дорога — Аракчеевский тракт, которая вела из Петербурга через Нижний Новгород в Сибирь. (Сам тракт представлял собой ложбину, по обеим бокам которой росли деревья, а по нижнему ее профилю раньше гнали колодников, а конвой скакал на конях по боковым дорогам, немного сверху, которые и назывались бульварами).
Вспоминая свою детскую пору, всплывают имена и прозвища всех тех, с кем вместе ловили в пруду рыбу, лазили на огромную, старую черемуху, да и что скрывать — иногда и шкодничали, что присуще всем детям, несмотря на времена и жизнь вокруг. Перечисляя близлежащие деревни, Николай Николаевич, хоть парой слов описывает, припомнив, всех знакомых и друзей, которые там проживали. Это сейчас мы уже редко знаем имена своих соседей, а какие-то ещё тридцать лет назад и ранее, люди передавали новости из уст в уста при встречах, знакомились на танцах в сельском клубе, а праздники отмечали не только всей деревней, но и округой. Все эти края были исхожены Николаем Николаевичем не раз, они были и остались любимыми, но город манил работой и городской жизнью. После школы он пришёл на завод им. Фрунзе, где и работал до самой пенсии фрезировщиком. Поначалу числился в учениках, но очень быстро, благодаря врожденному уму и смекалке, сам стал наставником. В городе племянника приютила тётушка — мамина сестра, которая вышла здесь замуж,  жила в  своём доме.
Потом, женившись, Николай Николаевич стал снимать часть дома на Северных улицах. С супругой — Галиной Ивановной — он был знаком с детства, даже учился в одном классе. В родной деревне к этому времени почти никого не осталось, колхоз « развалили вредители», так обозначил Николай Николаевич действия тогдашнего руководства. В их семье родилась уже старшая дочь, и он предпринял попытку уговорить маму продать дом, переехав жить к ним. Очень долго не решалась на этот шаг Евдокия Алексеевна — она не представляла свою жизнь без дома, в котором каждое бревнышко и половица были родными и хранили тепло её родителей и любимого Николая Павловича.
Но и одиночества себе вдали от сына она не желала. В родном доме поселился не заезжий чужой, а свой, местный Игнат Владимирович, к которому Николай Николаевич часто приезжал с ночёвкой. Он знал эти места, как пять пальцев — его тянуло и тянет туда, где он родился и провёл детство, где ему знакомо каждое деревце и каждая тропка, где на глаза сразу накатываются слезы от нахлынувших воспоминаний. Вот и сейчас Николай Николаевич достал большой, мужской носовой платок ещё советского производства (такие же были у моего папы) и утер глаза. Всю жизнь он любил двух женщин — маму, которой благодарен за жизнь и за всё, что она ему дала, и супругу, с которой прожил «и в горе, и в радости» более пятидесяти лет. Да, сейчас он окружён заботой детей и внуков, но жизнь свою считает уже прожитой. Старшая дочь Анна подарила им с женой двоих пацанов, а младший сын — девочку.
По словам Николая Николаевича, жизнь сейчас стала сытая, но злая. Он смотрит новости, старое кино и спортивный канал по большому экрану, подаренному ему внуками. Каждый день сидит у окошка вместе с трёхцветной кошкой Мусей и наблюдает жизнь «на воле». Там, на кусте рябины висит кормушка, где весело чирикают птахи, по дороге и тропке передвигаются соседи и почтальонша, а если поднять глаза повыше, к голубому небу, то можно поговорить со всеми небожителями…
Мечты у человека, прожившего долгую жизнь, самые простые, и ими он поделился со всеми нами:» Здоровья всем желаю, и чтоб небо наше было мирным!» Спасибо Вам, Николай Николаевич, за путь, который был наполнен честным трудом, верой в светлое будущее и, конечно же, любовью!
Облака плывут над кручей.
Где-то льётся тёплый дождь.
Что быть может в мире лучше,
Той земли, где ты живёшь?
Нет прекраснее природы
Чем в сторонке дорогой.
Облака уйдут и воды.
Мы останемся с тобой…
Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.