Пришла Маслена неделя,
Была у кума на блинах,
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть —
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели,
И — блины-то все поели!


В ряду традиционных годовых праздников Масленица занимает особое место. Специфический русский праздник, прямых аналогов которому нет у других славян, поэтому Масленица во многом остаётся загадкой для исследователей традиционной культуры.
По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название -Масленица.
Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом.
Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Удивительное дело, но этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам. Она пережила все непростые коллизии и трагические катаклизмы двадцатого века. Так или иначе, но Масленица выжила и сохранила себя, более того — подчинила себе множество разных по происхождению, старинных и новых элементов. И неделя, церковным календарём предназначенная для того, чтобы верующие люди настроились на период телесного воздержания, духовной сосредоточенности, покаяния, в традиционном русском быту стала ярким, наполненным радостью жизни праздником. По единодушному признанию, это самый шумный, весёлый, разгульный праздник, который не оставляет безучастными ни старых, ни малых, ни холостых, ни семейных, ни богатых, ни бедных.
Светлана Николаевна Белова, с которой мы неспешно беседуем в доме её детства, отзывается о блинах, как о самом любимом лакомстве. Мука в их семье никогда не переводилась, и в холодном чулане стоял большой бак, наполненный ею.  Наверное, это было продиктовано эпохой советского дефицита, но не исключено, что просто расход её в хозяйстве был большой. Светлана была младшей из детей своих родителей — Николая Павловича и Елизаветы Ефимовны Красновых. Разница в возрасте со старшим братом Ильей составляла почти десять лет, а с сестрой Галиной — восемь. Это сейчас они все вместе общаются на равных, а в свои детские годы младшая сестра была для них «мелкой пигалицей». Когда Светлана пошла в школу, то старшие дети уже выпорхнули из родительского гнезда (Илью забрали в армию, а Галина поступила учиться в Иваново), и она проводила время с бабушкой Зиной. Папа работал на пилораме, мама — в сменах на фабрике, поэтому будила в школу и встречала после неё маленькую Светлану именно бабушка. Невысокая и худенькая, Зинаида Ильинична считала блины самой быстрой в приготовлении едой: поставит опару или замесит простые, и к приходу внучки уже дымились горячие, поджаристые блины.

Иногда Светлане приходилось ждать свой «обед» — баба Зина жила не по часам, а по распорядку и, провозившись дольше положенного со своим хозяйством, в котором были в разное время и корова с теленком, и овцы, и куры, не успевала к возвращению ученицы. Тогда Светлана Николаевна становилась подле бабы и наблюдала за её манипуляциями. В доме была специальная, блинная сковорода, где не позволялось готовить ничего, кроме них: чёрная с небольшими бортиками, к которой крепился съёмный сковородник. В небольшой пластиковой таре лежал жир и связанные вместе несколько куриных перьев — ими смазывалась поверхность сковородки перед каждым новым блином. Когда их пекла мама, то дочка могла сразу же съедать новоиспечённый блин, окуная его в растопленное масло или чашку со сметаной. А вот баба Зина такие вольности не любила, и необходимо было дождаться последнего блина, который ложился поверх своих собратьев, предварительно смазанных сливочным маслом. После этого вся блинная стопка разрезалась вдоль и поперёк — теперь можно было приступать к поеданию. Всё было игрой и едой одновременно: Светлана Николаевна представляла себе, что это четыре домика, где каждая четвертинка — житель, а она «регулировала» количество жильцов по своему желанию. А ещё, главным в процессе приготовления теста для блинов было и остаётся перемешивание жидких и сухих составляющих. Сейчас для этого у нас имеются помощники в виде миксера или венчика, а вот в детстве Светланы Николаевны эту роль выполняла мутовка (предмет домашней утвари в виде палочки с сучками на конце для размешивания, взбалтывания). Баба Зина зажимала между ладонями гладкий стержень мутовки и, направляя поочерёдно вперёд-назад свои руки, приводила в движение сей инструмент, тем самым создавая нужную консистенцию теста… Когда рассказывала героиня про своё «блинное детство»,  у неё на глазах появлялись слезы: уже давно нет рядом бабы Зины, а всё это всплывает в памяти так живо и отчётливо, как будто было вчера. Зинаида Ильинична Краснова прожила долгую и трудную жизнь: работала в колхозе, держала скотину, обрабатывала огород, растила единственного сына, отдавая ему всю нерастраченную любовь и заботу. Своего Павлушу ей не суждено было дождаться — он пропал без вести в самом начале Великой Отечественной. Встав на ноги и получив профессию, сын Николай уговорил маму переехать к нему в город и жить вместе. Никогда при жизни бабушки не слышала Светлана Николаевна плохого слова от папы в сторону бабы Зины и наоборот. «Бабушка была старшей среди нас, и мы — дети, и сами родители всегда уважительно относились к ней, что, несомненно, повлияло и на наше формирование взаимоотношений в своих семьях».
Сейчас Светлана Николаевна вернулась в Шую и живёт вместе с сестрой в родительском доме. Брат Илья после окончания срока службы женился и остался жить на Урале. Сама Светлана Николаевна закончила мединститут и уехала во Владимир. Работала в поликлинике, вышла замуж. Дочка Елена стала педагогом и подарила маме двоих внуков. Когда родители Светланы Николаевны нуждались в помощи, то всю заботу о них взяла на себя сестра Галина. А когда ей самой понадобилась помощь, то Светлана Николаевна, не раздумывая, примчалась к ней. «До Владимира недалеко, с детьми-внуками всегда на связи, так что общение осталось практически прежним. А смена места — так здесь мои корни, мое детство, мой город…»
Ну, а в продолжение блинной темы Светлана Николаевна отметила, что до сих пор любит блины. По молодости пекла их часто, а на Масленицу старалась побаловать домашних и друзей фаршированными блинами с разными начинками. С возрастом появились проблемы со здоровьем и поменялось питание. Но блины остались, только несколько видоизменился рецепт, и теперь чаще вместо обычной, белой пшеничной муки, используется нутовая, рисовая, кукурузная и гречневая. «Рецепты давать не буду — в интернете их множество, а вот с Масленицей поздравляю своих земляков и желаю всем крепкого здоровья!»- сказала в конце нашей беседы Светлана Николаевна.
Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела —
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.