За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут…

Ольга Берггольц


Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного снятия блокады Ленинграда. Международный день памяти жертв Холокоста также приходится на эту дату. 80 лет назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Была полностью снята блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня. Ленинград – единственный в мировой истории город,  жители которого выдержали почти 900-дневное окружение.
8 сентября 1941 года началась блокада Северной столицы. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года указывалось: «…Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. …В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…» 10 сентября летчикам люфтваффе удалось разбомбить Бадаевские склады, в результате пожара которых были уничтожены значительные запасы продовольствия. Постепенно в городе иссякли и запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, для остального населения — до 125 г…
Операция «Искра» стала переломным моментом во всей Ленинградской битве. Она готовилась в условиях строжайшей секретности, и в её подробности было посвящено не более 15 человек.
12 января 1943 года в 9 часов 30 минут по переднему краю гитлеровцев ударили тысячи советских орудий. Более двух часов  артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона. Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили.
Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Официальной датой прорыва блокады Ленинграда считается 18 января 1943 года, но тяжёлые бои на участках Ленинградского и Волховского фронтов продолжались еще в течение всего месяца. Тогда удалось восстановить железнодорожное сообщение с осажденным городом, но до полной разблокировки Ленинграда потребовался еще год ожесточенных боев на этом направлении. И только в 1944 году 27 января произошло полное снятие блокады. В ознаменование этого события в Ленинграде был дан праздничный салют.
Город-герой и героями были и есть его защитники и жители, среди которых — дети.
Сегодня хочу познакомить всех вас с самобытным художником и скульптором, коренной ленинградкой, на детство которой выпала война. Галина (Геля) Демьяновна Писарева окончила Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова (ныне имени Н.К.Рериха) и факультет скульптуры Академии художеств. Ее работы находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, ММСИ и музея Эрарта, а также хранятся в многочисленных частных коллекциях. С 1991 года Геля Писарева входит в арт-объединение «Деревня художников» в Шувалово-Озерках (деревня в пригороде).


Родилась Геля 10 июля 1933 года. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, ей было почти восемь лет. Вот как она  рассказывает об этом:
«Война уже давно шла, но в нашей семье почему-то совсем не обсуждалась, и поэтому началась для меня, ребенка, неожиданно. Мы жили на Обводном канале, напротив универмага «Фрунзенский». Мама работала в детском саду, и я ходила вместе с ней на Среднюю Рогатку. Однажды мы шли по Московскому проспекту мимо фабрики «Скороход», и вдруг все вокруг начало взрываться. Я оглянулась и увидела, что на земле лежат люди. Мама объяснила: это обстрел, и сказала, что лучше бы нам пойти быстрее. Вот так просто. О самой блокаде помню: что все время хотелось есть. Как-то я расплакалась от голода, а мама  строго спросила: «В чем дело?» И я извинилась: «Простите, Александра Васильевна».
Семья пережила первую, самую страшную зиму в осаждённом городе и эвакуировалась. Папа Гели был родом с Украины, и живущая там бабушка прислала письмо, где писала, что волнуется за них, слушая новости по радио, и просила папу прислать их к ней в деревню. Семья девочки в то время жила в 16-метровой коммунальной комнате, где жил еще и мамин брат с семьей, перебравшейся к ним из Гатчины,  занятой уже немцами. И вот они все вместе весной 1942-го решают ехать в эвакуацию. Сосед за буханку хлеба довез семью до станции, откуда  отправлялись машины через Ладогу. Когда водитель предложил взять девочку к себе в кабину, то мама отказалась: «Если будем тонуть, то вместе». «Нам выдали военные шубы из овчины, и мы сидели наверху. Потом больше двух месяцев ехали в товарных вагонах.
Когда меня вывозили, у меня была полная дистрофия, и мама носила меня на руках. На станции нас встретил папин брат, на подводе довез до места, внёс меня в хату, а на столе стояла крынка молока и во-о-о-о-от такая буханка белого хлеба. Я до сих пор считаю, что нет ничего вкуснее хлеба. Но скоро война дошла и до нашей деревни. Помню, как через село шли румыны в зеленой форме, потом итальянцы — в сине-зеленой. Итальянцы остановились в нашей избе, они сидели на пороге хаты, играли на мандолине и удивительно красиво пели свои песни. А в это время бабушка прятала от них свинью», — вспоминает художница.
В эвакуации Галина Демьяновна ходила в школу и с удовольствием рисовала в альбомах деревенских девчонок. А на дворе стоял 1945 год, и наша армия уже освобождала  Европу. В мае того же года семья добралась до Пскова, но в Ленинград  их ещё долго не пускали, пока не были оформлены пропуска.
Город возвращался к мирной жизни, открылись школы, где Геля и продолжила учебу. Учительница заметила способности девочки и посоветовала маме отдать её в художественную школу. Детям из семей погибших (отец погиб на Ленинградском фронте) предоставлялось там бесплатное обучение. Так Галина Дементьевна оказалась в Тавриге — училище им.Серова на Таврической улице.
Геля Писарева —  художник, скульптор, сильная личность с душой ребенка. Уже много лет лейтмотив её творчества — это женщина, занимающаяся повседневным трудом, деревенским трудом. Всё детство художница видела вокруг себя женщин, на долю которых выпало немало испытаний. Поэтому и её труженицы  стирают белье, носят воду, колют дрова, заботятся о детях, возделывают землю, собирают урожай. В безликих вытянутых фигурах чувствуется неразрывная связь с природой, от них исходит непередаваемое ощущение материнского тепла. В привычных и, казалось бы, незаметных каждодневных трудах и заботах изображена лирика деревенской жизни. Геля Писарева заново открывает то, что горожанину зачастую уже незнакомо, но на уровне генетической памяти невероятно близко, тем самым возвращая нас в идиллическую русскую деревню.
«Это уже даже не деревенская тема, а скорее библейская. В каждой женщине я вижу черты Богоматери. Действительно, у меня осталось очень сильное впечатление от деревень военного времени. Вообще, по-честному, я не могу делать военную тему, потому что просто страшно. Поэтому у меня на картинах вечно стирающие белье тетки», — такое объяснение своим творениям даёт автор.
Дети, ветераны, труженики тыла…С каждым годом героев той войны всё меньше и меньше. Но мы не можем позволить себе забыть их и всех героических жителей Ленинграда, которые трудились, творили и выживали в нечеловеческих условиях, а также спасали и защищали свой город! Вечная память!
«Я остро понимаю, что мы гости на земле, и ценю, что жива и здорова. Нужно жить и радоваться. Так вот просто. Жить. И радоваться». Геля Писарева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.