Современное название месяца заимствовано из римского календаря, где он был посвящён двуликому богу Янусу. В Римской мифологии это бог входов и выходов, дверей и всякого начала.
Его изображали с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он открывал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, символизирующими сопряженность начала и конца, прошлого и будущего. Янус считался также Богом мира, порядка и организованности космического и земного бытия. Практически у всех народов начало года ознаменовано целой серией магических, ритуальных действ, цель которых, с одной стороны — способствовать превращению хаоса, бесформенности предбытия в космос, порядок и в конечном счёте — в культуру. А с другой стороны — обращение к предкам в надежде узнать предстоящее, используя начальную ситуацию «безвременья» для всякого рода гаданий и предсказаний. Важнейшие православные праздники — Рождество Христово и Крещение Господне — по старому стилю (юлианскому календарю) завершали уходящий год и открывали новый. Теперь же, в современной России, эти праздники и время святок приходятся на январь месяц.
Январь включает в себя понятие начала, и это вызвано увеличением светового дня, возрождением дневного светила после зимнего солнцестояния. В восточнославянской традиции январь назывался «просинец» — от начинающей показываться в это время синевы неба, просиянья, от усиления, с прибавлением дня, солнечного света.
Новый год, Рождество, Старый Новый год — череду этих январских празднеств завершает один из самых больших и древних православных праздников — Крещение. 19 января называют ещё Святым Богоявлением потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трёх Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошёл на Иисуса Христа, подтверждая таким образом, что Он — Единородный Сын Божий.
В память об этом событии происходит в храмах и на водоёмах великое освящение воды. Богоявленская вода считается святыней, исцеляющей душу и тело от грехов. А ещё у наших предков существовала народная вера в то, что в Крещенскую ночь, перед утренней службой в церкви, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то и сбудется.
Детство Екатерины Васильевны Зайцевой пришлось на 60-е годы прошлого века. Её родители переехали в город за «лучшей жизнью» из деревни, которой уже нет и на карте нашего района. Папа и мама — Василий Иванович и Наталья Семёновна — знали друг друга с детства, жили в соседних деревнях. Оба деда Екатерины Васильевны воевали, но до Победы не дожили — один пропал без вести в 1944 году, а другой погиб в самом начале войны. Когда родители поженились в 1952 году, то жили, как и было принято, в доме мужа. Бабушка по отцу — Глафира Терентьевна — была женщиной грамотной и очень набожной. Молитвы знала с малых лет наизусть и всегда читала их, стоя на коленях перед образами. Когда родители Екатерины Васильевны приняли решение переехать в город, то бабушка уже вышла на пенсию. Она работала до этого всю жизнь дояркой в колхозе. Решение продать свой дом и корову далось ей очень нелегко — сын Вася уговаривал, не смея оставить её одну без помощи, да и старший Николай жил уже в городе. Так семья Екатерины Васильевны и стала городскими жителями. Папа устроился работать в СМУ, а мама — на фабрику. Конечно, сначала они снимали дом, но, подкопив необходимую сумму, купили домик на окраине Шуи. Постепенно завели хозяйство: куры, кролики, корова. На плечи бабы Глаши легли основные заботы о скотине. В воспоминаниях Екатерины Васильевны бабушка никогда не была без дела. Если она не была занята огородом или животными, то шила, штопала, вязала, готовила или уезжала помогать старшему сыну. Очень часто баба Глаша рассказывала внучке о своём житье-бытье, о детстве и родителях, о праздниках, о сёстрах и братьях. Всего их было шестеро детей в семье. Все они постепенно перебрались в город и часто навещали друг друга. Баба Глаша не признавала Новый год, праздновавшийся 1 января. У неё в это время шёл пост, который она всегда строго соблюдала. Екатерина Васильевна любила есть овсяный кисель — его бабушка варила в больших количествах и разливала по глубоким тарелкам. Маленькая Катя запомнила этот вкус на всю жизнь. Она брала себе самую маленькую тарелку, так же как и взрослые, ложкой «резала» на кусочки застывшую массу, поливала её жёлтым подсолнечным маслом из стеклянной бутылки, а потом посыпала песком. Кисель был ещё тёплым, когда ложка за ложкой отправлялись в ротик девочки Кати. Наверное, бабушка готовила и другую постную еду, но вот овсяный кисель сохранился в памяти очень ярко. На большие церковные праздники баба Глаша посещала службу в единственной открытой в Шуе церкви Преображения Господня на Мельничных улицах. Встретив Рождество, бабушка заканчивала пост, потом наступал «её» Новый год — 14 января, а затем и Крещение. И для бабушки это было время молитв, а не праздничного застолья. Ещё она покупала на свою маленькую пенсию конфеты «Коровка» и угощала ими домашних и подруг-соседок. О ритуале окунания в прорубь Екатерина Васильевна никогда от бабушки не слышала. Но вот сама, будучи уже достаточно взрослой, окунулась один единственный раз. Случилось это в начале двухтысячных. К ним на работу устроилась молодая женщина Татьяна, которая с семьёй переехала в наш город после распада Союза. У Екатерины Васильевны тогда очень болели оба родителя и сослуживица посоветовала сходить в храм. Происходило это всё поздней осенью, потом наступил рождественский пост, и его Екатерина Васильевна держала первый раз в жизни. И конечно же, она делилась своими переменами и мыслями с Татьяной. А та, в канун Крещения, позвала поехать в Введенье, где они после службы смогли бы окунуться в прорубь. Смутно представляя себе всё это, Екатерина Васильевна согласилась. Сейчас она рассказывает, как тяжело было стоять в переполненном храме, в тепле и в зимней одежде — не хватало воздуха, ныли от усталости ноги, но она выстояла, и как бы пришло даже второе дыхание, когда она, довольная собой и наполненная чем-то неведомым доселе, направилась к месту, где окунулись женщины. К слову сказать, в тот год стояли настоящие крещенские морозы и температура ночью была минус тридцать градусов. «Наверное, это действительно стало возможным в тот момент, когда отстояли службу и пребывали в состоянии наполнившей тебя благости,» — вспоминает Екатерина Васильевна. Из тёплой раздевалки она прошла буквально пять метров и оказалась около воды. Наблюдая, как бойко одна за другой окунаются женщины и девушки, Екатерина Васильевна страха не испытывала. «Одной рукой держась за поручень, другой крестясь, я быстро окунулась три раза и побежала в раздевалку. Одеваясь, меня чуток потрясывало от холода, но настроение было радостное у всех, кто уже покидал раздевалку и кто забегал с мороза со скатывающимися каплями по лицу. Не уверена, что решусь когда-нибудь еще на такой «подвиг», но и благодарна судьбе за то, что это было со мной,»- поделилась Екатерина Васильевна.
Такой вот он, первый месяц года — просинец, перезимье, сечень, а проще — январь. И на этом праздники ещё не заканчиваются — нас ждёт, а точнее, студенты ждут ещё один праздник.) Спасибо тебе, январь, что каждый год даришь нам сказку, волшебство, надежду и длинные выходные. А ещё — веру.
Верить — гораздо труднее, чем не верить. На это нужно очень много сил. Но зато за это усилие, ожидание и терперние всегда приходит награда. От Того, Кто хозяин «небеси и земли».