30 ноября отметил бы свой 70-летний юбилей Олег Вадимович Назаров – журналист, писатель, интеллигент, патриот и художник – художник слова! В январе этого года его не стало… Невосполнимая потеря для коллег, друзей, родных и близких. До сих пор кажется, что Олег Вадимович вот-вот пришлет в выпуск новый материал о судьбе человека, наполненный эмоциями, чуткостью, уважением и обязательно с надеждой на будущее. К сожалению, это невозможно. Но возможно хранить память о нем, ведь не зря говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Последние годы своей жизни Олег Вадимович работал журналистом газеты «Шуйское время». Он не только писал сам, но и делился своим мастерством с молодыми коллегами. Навсегда он останется в нашей памяти как великий профессионал своего дела, который очень любил то, чем занимался…
Сегодня в выпуске — автобиографический материал Олега Назарова о его жизни, судьбе, о том, что для него было важно.

К 70-летию Олега Вадимовича Назарова, изображение №1

Олег Вадимович НАЗАРОВ из рода Казанских – Почётных мещан города Шуя

Родился я в 1953 году в старинном русском городе Шуя. Про места наши говорят: «Отсюда есмь пошла сама земля русская». И не случайно. Всё, чем издревле славна Русь: ратными ли подвигами, искусствами, торговлей или ремёслами – всё связано с землёй нашей. Многие мужи великие, делами и подвигами своими Отечество в веках прославившие, род свой из здешних мест ведут. В разные годы вышли отсюда и государь всея Руси Василий Шуйский, и князь Дмитрий Пожарский, и командир погранзаставы на Буге Герой Советского Союза лейтенант Лопатин, и ещё многие-многие другие, кем по праву гордится Россия.

Дед – Василий Ефимович НАЗАРОВ – из семьи Муромских купцов. Большевик, коммунист. Командовал эскадроном у Котовского, после гражданской войны – командир Шуйского уездного ЧОНа (прообраз нынешнего спецназа). Ушёл из жизни в тридцать три года из-за полученного в бою ранения.
Ещё один дед по отцовской линии – муж тётушки отца – Николай Александрович ЯСНИКОВ, окончил Ораниенбаумское училище, в чине прапорщика воевал в Первую мировую, с которой вернулся с офицерским Георгиевским крестом. В начале Гражданской войны был в армии Деникина, но вскоре, отказавшись выполнять карательные поручения, перешёл на сторону красных. Воевал военспецом в дивизии В.И. Чапаева до тех пор, пока из-за сильного обморожения не был списан по инвалидности «вчистую». До выхода на пенсию работал инспектором городского отдела народного образования.
Бабушка – Серафима Александровна КАЗАНСКАЯ – директор одной из Шуйских школ.

Отец – Вадим Васильевич НАЗАРОВ – врач, писатель, журналист, художник, житель деревни Семейкино Шуйского района.
Родословная мамы – Валентины Ивановны НАЗАРОВОЙ – теряется во временах страшного голода в Поволжье в тридцатых годах минувшего века.
Дом, в котором жили пять поколений Казанских-Назаровых, и поныне стоит на высоком берегу Тезы-реки сзади бывшей Крестовоздвиженской церкви, в которой с 1885 года до самой смерти служил священником мой прадед – Александр Евлампиевич КАЗАНСКИЙ, за многолетнюю безупречную службу удостоенный звания Почётного мещанина города Шуя. В этом доме родился и я.

В далёком 1959 отцу предложили поехать работать в Туву – Тувинскую АССР, так она называлась тогда. Вот так холодной зимой, накануне 1960 года, оказалась наша семья в самом центре великой Азии, среди синих Саянских гор, на берегах Енисея. Жили в Туве до начала 1972 года. Там я и учиться начал, а среди тех, с кем вместе когда-то в первый раз переступил порог школы, был и нынешний Герой России министр МЧС Сергей Кужугетович Шойгу. Там же после окончания школы я начал свой трудовой путь в бригаде строителей. И там же на всю жизнь неизлечимо заболел страстью к рыбной ловле и охоте.
Весной 1972 уехал на Родину, в Шую. Отсюда, когда время пришло, в армию уходил. Сюда вернулся после службы, чтобы спустя несколько лет вновь уехать – познавать мир. Новгородчина, Земля Вяйнолы (так называют Северную Карелию), Приангарье…

Но это позднее, а сначала, сразу после армии, поступил в Ленинградскую ордена Ленина лесотехническую академию имени С.М. Кирова на заочное отделение лесохозяйственного факультета. Тогда же в Шуйском опытно-показательном лесокомбинате в должности участкового техника-лесовода начал свою лесную карьеру.

В 1982 году, работая к тому времени уже в Карелии на строительстве города Костамукша, с отличием и с рекомендацией к внедрению в производство защитил диплом, и вскоре, так как тема дипломной работы была признана перспективной, поехал претворять её в жизнь – в Бирюсинский химлесхоз Красноярского края.

Может возникнуть вполне закономерный вопрос: что заставляло каждый раз оставлять обжитое место, хорошую работу и ехать Бог знает куда, в неизвестное? Зачем? Боюсь, что объяснить это сегодняшнему поколению молодых, воспитанных на абсолютно иных ценностях, будет нелегко. И всё-таки попробую. Вот именно это «неизвестное» и влекло. Поколение, к которому я принадлежу, росло, взрослело, работало в совершенно иных условиях, в другом государстве, да и сами мы были совсем не такие, какими выросли наши дети. Мы не были лучше или хуже. Нет, просто мы были абсолютно другими, настолько другими, что нынешней молодёжи это порой совершенно непонятно. Мы не были такими целенаправленными прагматиками, какими выросли наши дети. В подавляющем большинстве мы не думали о карьере, хотя ничто человеческое нам не было чуждо. Продвижение по работе, хорошая зарплата – всё это, конечно же, имело значение, но в большей степени мы были романтиками. Строить БАМ или Костамукшу ехали, в том числе, и из-за того, что там были очень неплохие заработки, но, при желании, не меньше можно было заработать и дома, под крылышком у родителей. И проще, и риска никакого. А вот увидеть неизведанные края, начать с нуля, с палатки, строить новый город, всю жизнь вспоминать и гордиться тем, что ты был в числе самых первых, что это ты рубил первые просеки и делал первую съёмку нехоженой тайги и, по большому счёту, состояться как человеку, сделать себя самому – ради этого стоило ехать и к Полярному кругу, и на берега Бирюсы. И совсем не случайно нашими кумирами были не «менты» или «крутые авторитеты», которых, кстати, и в то время хватало, а немногословные герои Джека Лондона и романтики Александра Грина. В поселковой библиотеке, размещавшейся в двух вагончиках, до потолка заложенных книгами, мы записывались в очередь на книги Черкасова и Пикуля, Куприна и Бунина. А вот запирать двери на замок, уходя из дома, считалось у нас дурным тоном, так как жили мы одной большой и очень дружной семьёй. Это и была романтика самой высшей пробы. А уже как следствие — появление и денег, и карьеры. Эти годы были очень трудными. Жить с семьёй, с маленьким ребёнком в посёлке из вагончиков среди заснеженной тайги, там, где не было не то что больницы, даже примитивного медпункта, – это нелегко. Но это были, безусловно, лучшие годы. И если бы вдруг представилась возможность прожить те годы заново, не задумываясь, прожил бы их так же.

Впрочем, я отвлёкся. С началом перестройки отечественная лесохимия, к которой принадлежал и Бирюсинский химлесхоз – один из самых крупных химлесхозов бывшего СССР, была уничтожена. Была уничтожена целая отрасль промышленности, по своим масштабам сопоставимая с таким нынешним гигантом как «Газпром». Сейчас, почти три десятилетия спустя, этому даны соответствующие оценки, а тогда…

Пришлось вернуться на свою малую родину – в Ивановскую область. Работал в объединении Ивановомежхозлес директором межхозяйственного лесхоза, который сам и организовал практически на пустом месте, «с нуля».
В конце минувшего века, перебравшись жить в Шую, по примеру и под влиянием отца, взялся за перо, чтобы в меру сил и умения попытаться рассказать о том, где был, что видел. Был это период очередных перемен и всего, что их неизбежно сопровождает – безработица, безденежье, словом, времена далеко не лучшие. Объединение межхозяйственных лесхозов к этому времени было ликвидировано, и в результате, как специалист лесного хозяйства, оказался не востребован. Больше года перебивался случайными заработками. Пробовал даже заняться бизнесом, но пришёл к выводу, что не за своё дело лучше не браться.

В начале 2000 года получил приглашение на работу в редакцию местной районной газеты.

Примерно тогда же, в конце минувшего века, стал пробовать писать прозу. Рассказы и повести печатались и печатаются в журналах «Чудеса и приключения», «Всемирный следопыт», «Природа и человек», «Воин России», «Юный натуралист» и в других изданиях. Тогда же был принят в Союз журналистов России.

В 2004 году увидела свет моя первая книга. Это был совместный с отцом сборник рассказов об охоте и рыбалке под названием «Шаги по берегу». Через год с небольшим вышел первый из задуманной серии приключенческий роман «Беловодье». Потом было биографическое повествование о большом друге нашей семьи, замечательном человеке, очень много сделавшем для Шуи и шуян, Заслуженной артистке России — Екатерине Яковлевне Мазуровой — «Театр и вся жизнь…». А летом этого года – юбилейный сборник, посвященный столетию Шуйского общества охотников и рыболовов «Сто лет в гармонии с природой». Недавно закончил работу над сборником повестей и рассказов под общим названием «Талисман».

По своим политическим убеждениям – патриот. Патриот России и своей малой Родины. Был вполне искренне, по убеждению, членом ВЛКСМ, кандидатом в члены КПСС. На сегодняшний день – беспартийный.

Любимые люди – жена, родители, дочь, внучка. Любимые занятия: рыбная ловля, литература, охота, фотография. Любимые писатели: А.С.Пушкин, И.А.Бунин, А.С.Грин, К.Г.Паустовский, В.С.Пикуль. Самые любимые животные – собаки.

Говорить о том, над чем работаю сейчас, преждевременно. На сей счёт я суеверен, и не раз замечал, что ничего хорошего из заявленного наперёд, как правило, не получается. А потому на этом пока и остановлюсь…

Ваш Олег Назаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.