«Нельзя любить родину и не верить в неё, ибо родина — это живая духовная сила…»
Иван Ильин «Путь к очевидности»
5 октября мы всей страной поздравляли и чествовали людей, связавших свою жизнь с профессией педагога. Как правило, в эту профессию приходят сразу после ВУЗа, а наш сегодняшний собеседник, о котором пойдёт рассказ в этой статье, стал школьным учителем в зрелом возрасте. И предмет, с которого начались его учительские будни, называется ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности).
А вот люди старшего поколения, наверняка, помнят уроки НВП— это курс занятий, в рамках которого старшеклассников обучают основам военной службы и военного дела, как теоретически, так и практически.
В начале ноября прошлого года министр просвещения С.Кравцов анонсировал, что курс начальной военной подготовки снова возвращается в школьную программу. Среди перечня тем курса, который будут изучать современные школьники, это:
строевая подготовка, средства индивидуальной защиты (противогазы и респираторы), оказание первой медпомощи, оружие и правило обращения с ним, основы стрельбы, что такое одиночный окоп, поведение в современном общевойсковом бою. Отдельное внимание уделено психологическому аспекту военной подготовки.
Предполагается, что освоившие НВП школьники научатся принимать взвешенные решения в экстренных ситуациях. Основная цель НВП — дать знания старшеклассникам по основам военного дела. Однако есть и другие, не столь очевидные цели — подобный курс поможет, в частности, выработать у молодежи элементы патриотизма.
В школах СССР, в рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов. С 1967 года в пионерских лагерях также проводилась всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница» для учащихся с 4-го по 7-й классы, еще не охваченных программой НВП. В дальнейшем появилась схожая игра для старшеклассников — «Орленок».
В организациях ДОСААФ, где имелись военно-технические школы и аэроклубы, желающих бесплатно обучали вождению мотоциклов, грузовых автомобилей, гусеничной техники, прыжкам с парашютом, управлению спортивными самолетами, радиотехническому делу.
В годы перестройки, наряду с другими преобразованиями, уроки НВП в школах были по сути ликвидированы.
Преподавателями НВП (военными руководителями, военруками), как правило, становились офицеры запаса, имевшие высшее или среднее военное образование.
Так и наш земляк, Лев Николаевич Улыбин, имея на плечах военные пагоны, а за плечами — большой опыт преподавания в военном училище, в 2001 году пришёл в свою родную школу N 2 на должность учителя ОБЖ.
Родился Лев Николаевич в далёком 1946 году. Мама, Мария Михайловна, и папа, Николай Иванович, на момент их знакомства в начале 1945 года, проживали в с.Дунилове. Дедушка по маме, Михаил Васильевич Барашков, занимал должность главного инженера на текстильной фабрике в самой Москве. В смутные времена Октябрьской революции он с семьёй переезжает в наши края, к проживающей тут родне. А родители отца были из крестьян, которые твёрдо стояли на земле и вели своё хозяйство. В их размеренную жизнь революционные события ворвались коллективизацией всего нажитого и насильственным вступлением в колхоз.
Перед началом Великой Отечественной войны отец Льва Николаевича находился в действующей армии РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) в районе Сокольников. Он принимал участие в битве за Москву, где и получил сильную контузию. После госпиталя на Урале его направили в шахту добывать уголь, но он написал рапорт и добровольцем пошёл опять на фронт. Теперь его ждала Курская битва, где он также был тяжело ранен: пострадала правая рука. С инвалидностью 2 группы отец возвращается в родное село и работает учителем физкультуры в школе. А мама, работавшая до войны учетчицей на строительстве Рыбинской ГЭС, перед войной вернулась в село, где устроилась ветврачом в колхоз. Послевоенные годы были самые тяжёлые и голодные. Родители принимают решение уехать в город. Друг отца, директор Объединённой фабрики, устраивает его поммастера, а мама начинает работать на швейной фабрике секретарем-машинисткой. В городе молодую семью приютила тетка по материнской линии- Софья Николаевна. Их самих было четверо, а теперь стало семеро в одной комнате — такая была взаимовыручка и доброта, объединяющая людей счастьем Победы и надеждой на будущее. А потом уже будет и съёмное жильё, и первые свои 12 квадратных метров…
Школьные годы Льва Николаевича прошли в школе N2. С большой теплотой вспоминает он своих учителей: Налимова В.В, Лебедева Ю.А., Лисина Н.В., Костюченко З.В., Корягина Е. К. Все они прошли войну, сохранив человечность, были замечательными профессионалами своего дела. Николай Васильевич Лисин, который вёл уроки черчения и смог привить такую любовь к своему предмету, что у Льва Николаевича не было ни одной «четвёрки», а навыки и знания сохранились на всю жизнь. Спустя много лет, когда Лев Николаевич пришёл работать в школу, Юрий Александрович Лебедев, который сразу узнал своего ученика, приветствовал его уже как коллегу и стал настоящим другом, а не только учителем! Школа была вторым домом. Там имелась киноустановка «Украина», а в пединституте хранилась большая фильмотека. Сдав экзамены на киномеханика, Лев Николаевич стал незаменимым человеком в школе, дополняя уроки показом видеосюжетов на данную тему. Жизнь рядом с военным городком, откуда были практически все его друзья-товарищи, престиж военной службы, военные в семье – всё это поспособствовало и выбору будущей профессии. По окончании школы Лев Николаевич поступает в Горьковское радиотехническое училище. Учёба нравилась. В те годы выпускники училища направлялись для дальнейшей службы в Подмосковье. Уже началась так называемая «холодная война» (противостояние двух военно-политических блоков во главе с СССР и США) и вокруг столицы для защиты были установлены первые зенитно-ракетные комплексы С-25. В начале 1969 года молодой лейтенант Лев Улыбин попадает в пятёрку лучших, которые отправляются на полигон Капустин Яр на стрельбище. Там тоже у него всё прошло на «отлично», где каждый военный офицер сдавал на специальность. И в связи с такими успехами Лев Николаевич был направлен на службу преподавателем. Восемь лет прошло в Загорской школе по подготовке младших специалистов войск ПВО. Летом 1979 года Лев Николаевич получает медаль « За воинскую доблесть».
Закончив учёбу с отличием в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище, Лев Николаевич начинает работать в Горьковском зенитном училище, где он и преподаёт с 1978- 1996 годы «Теорию электро-радио цепей».
А в Шуе в это время начались проблемы со здоровьем у родителей, и Лев Николаевич возвращается домой, чтобы поддерживать, ухаживая за ними.
Но совсем не надолго разлучила судьба преподавателя с учениками. Уже совсем скоро начнётся новый виток в преподавательской жизни Льва Николаевича. Собрав все свои труды и наработки, пришёл он к директору школы, в которой когда-то учился, Альбине Николаевне Капраловой. «Человек, Педагог и Воспитатель – всё это о ней, и всё с большой буквы. Исключительный человек, общение с которым продолжалось до её последних дней…» — так вспоминает о своём руководителе и друге Лев Николаевич.
Так, с 2001 года началась новая «школьная пора». Преподавание ОБЖ, участие совместно с ДОСААФ в военно-патриотическом воспитании школьников, ведение кружка по стрельбе и участие в городских, областных соревнованиях и первенствах (где педагог переживал больше, чем ученики) — жизнь наполнилась новыми смыслами. На тот момент в школе не было оружия и были трудности в его приобретении. И снова, в тесном контакте с ДОСААФ, через длинные схемы во второй школе, первой в городе, появились винтовки. К слову, сам Лев Николаевич имеет 2 взрослый спортивный разряд, поэтому приходилось представлять город от отдела образования на соревнованиях по стрельбе. Он отмечает, что на работу шёл всегда с удовольствием, а коллектив коллег был просто идеальный, поэтому всегда всё переживали вместе: и праздники, и невзгоды.
Кроме предмета ОБЖ, по предложению А.Н.Капраловой, Лев Николаевич начал вести ещё и черчение. А когда в 11 классах ввели основы начертательной геометрии, то сам составил программу уроков и ездил утверждать её в институт повышения квалификации.
Более 50 лет общего трудового стажа имеет Лев Николаевич! Из них 18 лет он проработал в своей родной во всех смыслах школе!
Сейчас опытного педагога больше интересует техника. В его автопарке есть автомобиль, мотоцикл, а теперь ещё и трактор. Вдвоем с внуком они играют в маленькие машинки и с удовольствием выбирают очередную модель для покупки.
Через нашу газету Лев Николаевич поздравляет своих коллег и всех учителей с профессиональным праздником! А самое большое его желание, как военного человека — мир во всём мире!
С праздником, дорогие учителя! Крепкого здоровья вам, мудрости и терпения, любви и добра!
Елена Антошкина