К юбилею школы № 2 им. К.Д. Бальмонта
Незаметно пролетают годы,
И опять приходит юбилей.
Эти гимназические своды
Дорожат историей своей.
Время на урок и перемены
Делит трель весёлая звонков.
Наши исторические стены
Помнят всех своих учеников…
Марина Милова,
выпускница школы № 2
им. К.Д. Бальмонта.
Задумывались ли мы над вопросом, что отличает одно образовательное учреждение от другого и что является как бы “лицом” оного? Ведь школа — это своего рода предприятие “по производству” очередного поколения граждан нашей страны. А на каждом предприятии есть свои традиции, свои передовики, ветераны и своя история…
Средняя школа № 2 снова распахнет в сентябре свои двери и отметит полуторавековой юбилей. За такую долгую жизнь она накопила немало традиций, вписала своё имя в историю города и области, а её выпускники вершили историю страны. И, конечно же, огромный вклад в это внесли педагоги, для которых школа в разные годы стала вторым домом и местом самореализации и профессионального роста. А чем сейчас продолжает жить школа, в чем видят свою задачу педагоги и как адаптируют учебный процесс в реалиях современного ритма жизни и технического прогресса?
В продолжение разговора о грядущем юбилее школы № 2 (в 2001 году ей присвоено имя К.Д. Бальмонта) попытаемся взглянуть на будни и праздники этого «живого организма». Сегодня мы беседуем с администрацией школы. И хотя на улице лето, у директора и его заместителей в школе дел всегда невпроворот.
Светлана Михайловна Беляева, директор учебного заведения, в следующем году отметит двадцатилетие своего трудового стажа на посту руководителя. Будучи школьницей и уже заканчивая десятилетку в далёком от нас Новосибирске, она так и не определилась с выбором профессии. Поступая на филфак Новосибирского пединститута, исходила из того, что очень любила литературу и общение с людьми. Светлана Михайловна вспоминает, что наставники в родном вузе были наслышаны о филфаке Шуйского пединститута и знали имена его преподавателей, отмечая их профессионализм. Приехав в Шую, Светлана Михайловна работала учителем русского языка и литературы в школе № 7, а благодаря уму, целеустремленности и профессиональной грамотности стала возглавлять одну из лучших школ города.
Самая большая проблема директора — это кадры. Молодёжь не идёт в профессию, как правило, из-за маленькой зарплаты. Поэтому зачастую август «дарит вакансию», которую удаётся закрыть к началу учёбы. Но основной костяк коллектива составляет «старая гвардия». Она, как бы следуя призыву Маяковского «работай не за страх, а за совесть», продолжает сеять «разумное, доброе, вечное». Многие учителя пришли работать в школу еще в 80-90-е годы, некоторые сразу со студенческой скамьи. Людмила Павловна Панасюк, Ирина Валентиновна Сироткина, Марина Николаевна Кириллова, Елена Борисовна Воробьева, Александр Петрович Ушаков, Елена Валентиновна Борисова, Ольга Юрьевна Самохина – люди, без которых школу невозможно представить, настоящие ее патриоты.
Наверняка многие педколлективы города были бы рады увидеть их в своих рядах, но педагоги остаются верны школе № 2. Педагогическую династию Муратовых продолжила учитель математики Ирина Александровна Лабцова. Для многих шуян стали почти родными Виктория Александровна Сливина, Наталья Николаевна Хайруллина и другие учителя начальных классов, которые занимают особое место в жизни и в сердцах учеников. Молодые педагоги школы, современные, креативные, быстро находящие общий язык с учениками, сохраняют «времен связующую нить».
Сотрудничество, сотворчество, сохранение традиций – вот что важно в коллективе, считает Светлана Юрьевна Хромова, замдиректора по воспитательной работе, которая в профессии уже сорок лет, и тридцать шесть из них отданы этой школе. Вопрос с выбором профессии у неё никогда не стоял, она точно знала, что будет учителем. Правда, между инязом и филфаком предпочтение в итоге было отдано последнему. По сей день Светлана Юрьевна благодарна своим замечательным педагогам Шуйского педагогического института: Л.В. Сухановой,
И.А. Овчининой, В.В. Гадаловой, Т.С. Петровой, Ф.Г. Жарскому, В.Д. Пятницкому и другим. “Школа – это вся моя жизнь” — таков девиз этого увлеченного своим делом педагога.
Светлана Юрьевна рада, что видны плоды её труда и результаты проделанной работы. Она активный участник Бальмонтовских мероприятий не только в школе и в городе, но и в области, автор методических разработок, трудов и книг. Одним словом, многогранная личность и энтузиаст, педагог, безгранично влюблённый в свою профессию!
Мужчины стали реже идти в учителя. Тем ценнее пребывание на должности замдиректора по учебной части Максима Павловича Никифорова. Он учился в этой школе, потом проходил тут практику, а получив диплом, пришёл работать учителем физики. Как завуч Максим Павлович обладает лидерскими качествами, хорошей организованностью и коммуникабельностью. Он рассуждает о том, что сейчас учителю сложнее быть в профессии, так как дети в силу огромного инфополя уже не «смотрят тебе в рот», не верят на слово — педагогу приходится доказывать свою правоту.
Четыре года работает завучем Юлия Владимировна Меньшикова, а общий стаж работы составляет уже 23 года. Юлия Владимировна – учитель истории высшей категории. Она говорит, что выбор профессии был осознанным, всегда хотела стать учителем и работать в школе. Учить детей — одна из самых благородных профессий. А когда видишь результаты своего труда, ловишь восторженные детские взгляды, отвечаешь на каверзные вопросы пытливых учеников, это приносит удовлетворение от работы. Она готова к постоянному самообразованию и совершенствованию своих навыков.
Ещё один педагог, мечтавший о своей профессии с детства, — Елена Игоревна Посылина, замдиректора по воспитательной работе. Единственной трудностью было определение с предметом преподавания. Между биологией и математикой победу одержала царица наук, о чем Елена Игоревна ни разу не пожалела.
“Продвинутая и равных ей нет,” — так говорит директор о своей подчинённой, которую по рекомендации бывшего ученика приняла в коллектив учителем информатики и математики. А Елена Игоревна, в свою очередь, очень тепло отзывается о коллегах-профессионалах, что за годы работы стали добрыми друзьями.
В целом роль заместителей директора в школе очень важна и требует большой ответственности и профессиональной компетентности. Только благодаря совместным усилиям можно обеспечить качественное обучение и воспитание учеников.
Далее разговор заходит о том, что престиж профессии необходимо повышать, и чем скорее, тем лучше. Ещё учась в школе, дети видят, что труд учителя тяжёлый и низкооплачиваемый, поэтому и такая нехватка кадров. Это одна из тех профессий, когда результат сделанного виден не сразу. Бывшие ученики приходят потом со словами благодарности, повзрослев и осознав, чем является школа в их жизни и какую роль сыграли учителя.
Благодаря ученикам и учителя находятся в тонусе, проделывая большую внеклассную работу. К уже имеющимся, сложившимся за такой срок традициям постепенно прибавляются новые. Современный ритм жизни диктует другие подходы к профессии. По словам педагогов, современные дети не хуже и не лучше предыдущих поколений, но они требуют иного подхода. Получается, что учителям надо перестроиться, сменить свой ритм. Но есть и свои плюсы в том, что сейчас у детей нет комплексов и они легче адаптируются.
«Для нас вторая школа — это школа номер один». Эта фраза Елены Игоревны вполне может стать девизом на ближайшие ещё 150 лет. Открытый в 2001 году школьный музей истории учебного заведения (нельзя не упомянуть учителя-ветерана Нину Александровну Каширину, стоявшую у истоков создания музея) является важным средством гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. Можно сказать, что определение «школа-музей» вполне оправдывает это название, так как каждый кабинет являет собой «маленький музей», а просторные коридоры школы отданы под картинную галерею им. Н.В. Лисина, учителя черчения и рисования, который взрастил многих замечательных художников.
И это закономерно, что находясь в стенах этого учебного заведения, созерцая красоту сводов и старинных лестниц, вдыхая воздух истории и прикасаясь к ней и к судьбам её прославленных выпускников, отчетливо понимаешь — школа продолжает выпускать хорошо подготовленных учеников, которые становятся студентами самых разных университетов страны: Москвы, Петербурга, Самары, Владимира, Нижнего Новгорода, Иванова и Шуи. Учащиеся являются призёрами и победителями городских и областных олимпиад, вместе с А.П. Ушаковым и В.Н. Киселевой защищают честь школы на различных спортивных соревнованиях, занимаются в секциях и кружках. Для любителей поэзии 30 лет назад создан клуб «Серебряная лира», юные художники посещают кружок «Кисточка»; начиная с гимназии, и по сей день в школе существует детский хор, лучший в городе.
Есть у коллектива школы одна мечта на всех — это ремонт фасада! Каждый любящий наш город и болеющий душой за его будущее — держим кулачки, чтобы эта мечта воплотилась в недалёком 2025 году! А с ремонтом здания осуществится ещё одна мечта-спутник, которая звучит на французский манер «курдонёр» (Курдонёр — cour d’honneur — парадный двор перед зданием дворца, особняка, усадебного дома, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями). Обустройство внутреннего дворика станет прекрасным обрамлением старинного здания, достойного называться гимназией, как и было задумано изначально.
Храм науки и искусства — именно так называет коллектив свою родную школу. А ведь и тут не поспоришь, так как к 1900 году с восточной стороны гимназии была пристроена, а затем освящена церковь, без которой не представлялось невозможным вести учебный процесс в образовательном заведении классического типа.
29 сентября бывшей Шуйской Наследника Цесаревича Алексея мужской гимназии исполнится 150 лет. В нашей области нет ни одного учебного заведения, равного школе по возрасту. Её славная история — это частица летописи не только нашего города, но и всей страны. За эти годы гимназия-школа выпустила тысячи учащихся, многие из которых известны не только в России, но и за рубежом. Конечно, самый выдающийся из них — всемирно известный поэт-символист Серебряного века К.Д. Бальмонт, имя которого носит учебное заведение. Школа горда своими выпускниками, на примере которых воспитывает подрастающее поколение.
К памятной дате коллектив школы подготовил и хотел бы реализовать много интересных идей.
Елена Антошкина