(Окончание)
В прошлых номерах газеты «Шуйское время» мы публиковали беседу с преподавателем иностранного языка средней школы № 8 Екатериной Дельцовой, победителем регионального этапа конкурса «Педагог года — 2021», финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года России», победителем конкурса на премию Президента РФ за достижения в педагогической деятельности 2022 года. Екатерина – человек с яркой и активной жизненной позицией, председатель совета молодых педагогов г. Шуя, член Президиума совета молодых педагогов Ивановской области, член регионального учебно-методического объединения, советник начальника департамента Ивановской области и активист профсоюзного движения. Поэтому разговор с такой яркой индивидуальностью вышел длинным и обстоятельным. Сегодня мы предлагаем Вам, уважаемые читатели, заключительную часть нашей беседы.

— Екатерина, не секрет, что английский язык в современной школе – один из самых сложных предметов. Есть ли у Вас какие-то профессиональные секреты мастерства? Как сделать так, чтобы дети не просто понимали язык, а любили его?

— Новое время, изменения в системе обучения и воспитания заставляют нас, учителей, не стоять на месте, быть успешными в своей профессии, ориентироваться на международные образовательные стандарты и искать те самые уникальные методы и решения, которые помогут нашим ученикам стать конкурентоспособными в быстро меняющемся мире.

Как научить ребёнка не только говорить на иностранном языке, но и думать — вот тот самый вопрос, который волнует каждого учителя иностранного языка, и меня в том числе.

Но без желания самого ребёнка погрузиться в языковую среду просто невозможно добиться успехов. Поэтому для меня очень важно заинтересовать каждого ребёнка, привить любовь к иностранному языку с самого начала изучения.

Я сама человек творческий и стараюсь сделать каждый свой урок не только эффективным с точки зрения получения знаний, но и интересным, увлекательным и креативным. Активное использование творческих приёмов и технологий на уроках иностранного языка — это путь к успеху, то, что помогает мне повысить интерес к изучению языка и убрать языковой барьер. Ведь творчество понятно и близко каждому ребёнку и имеет достаточно большое значение в его жизни. Мы не концентрируем внимание на заучивании и на том, что должны запомнить, а через творчество убираем страх оценивания, раскрепощаем детей и они в свою очередь начинают говорить.

Для себя я определила некий арсенал приёмов. Один из них позволяет запоминать слова и фразы с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы, игры. Другой – комплексный – подобно конструктору позволяет соединять лексику с грамматикой и строить грамотные диалоги, рассказывать истории, создавать проекты… Третий – мой самый любимый – музыкальный. Ведь именно песня благодаря ритму и рифме активизирует все отделы головного мозга, и, как результат, более прочно усваиваются лексические единицы, расширяется словарный запас, совершенствуются навыки произношения и развивается музыкальный слух. В каждом звене он, конечно же, имеет свои особенности. Впрочем, эффективность его везде одинаково высока.

Я рассказала лишь про отдельные «фишки», которые я использую на своих уроках. На самом деле, их гораздо больше. Для меня самое главное – это так построить каждый урок, чтобы он запомнился детям, чтобы они получили не только знания, но и удовольствие от урока и своей работы. Ведь именно от отношения к предмету будут зависеть их дальнейшие успехи!

— В продолжение предыдущего вопроса: многим школьникам английский даётся с очень большим трудом. Как Вы относитесь к тому, что родители таких детей вынуждены прибегать к услугам репетиторов?
— Конечно, как бы ни старался учитель, какие бы методы и приёмы он не использовал, очень сложно добиться стопроцентного усвоения материала. Действительно, не секрет, что многие дети вынуждены дополнительно заниматься у репетиторов. И иностранный язык в этом плане находится в числе самых популярных. Я как педагог понимаю, что самое главное – разобраться в причине, почему ребёнок посещает репетитора. А причины могут быть абсолютно разные… Самая распространённая – это когда ребёнок не хочет получать знания в школе, ленится, не выполняет домашние задания, не учит, а потом, когда родители понимают, что дела с оценками по предмету обстоят плохо, приходится нанимать репетитора. Опять же, очень часто инициатива исходит именно от родителей. Только хочется отметить, что материал школьной программы разработан с учетом всех особенностей определенной ступени обучения и даёт возможность каждому ребёнку научиться иностранному языку…

Многое зависит от желания самого ребёнка и настроя на учёбу. Однако есть случаи, когда усвоение материала происходит плохо в школе из-за психологических проблем или неврологических расстройств, у современных детей это, к сожалению, тоже частое явление. И информация один на один усваивается у такого ребёнка гораздо лучше.
Ну и ещё одна причина, самая приятная для любого педагога, это когда ребёнок сам хочет получать дополнительные знания. Ведь любая школьная программа рассчитана на приобретение базовых знаний, так сказать, фундаментальных. И если у ребёнка есть желание углубить их и расширить – это прекрасно! Главное в этой ситуации – увидеть у ребёнка проблемы и попытаться совместными силами (родители, учитель и ученик) решить это на начальном этапе…

…Вот такой длинной, но увлекательной и любопытной получилась у нас беседа с Екатериной Дельцовой. Хорошо, когда в школе есть такие интересные и творческие педагоги. И вдвойне хорошо, когда они не где-то в Москве, Питере, Казани или Краснодаре, а у нас, в Шуе! На уроках таких педагогов не бывает скучно. А значит, и учиться легко. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается суть профессии учителя.

Георгий Константинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.