Несмотря на свой не слишком значительный педагогический опыт Екатерина Дельцова в городе известна как преподаватель английского языка средней школы № 8. Трудовой стаж Екатерины всего восемь лет, однако за это время она уже стала победителем регионального этапа конкурса «Педагог года-2021» и финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года в России». Кроме того, Е. Дельцова была признана победителем конкурса на премию Президента РФ за достижения в педагогической деятельности в 2022 году. А ещё Екатерина — человек с яркой и активной жизненной позицией, председатель совета молодых педагогов г. Шуя, член президиума Совета молодых педагогов Ивановской области, член регионального учебно-методического объединения, советник начальника департамента Ивановской области и активист профсоюзного движения. Поэтому разговор с такой яркой индивидуальностью вышел длинным и обстоятельным.
Начало же нашей беседе положил, на первый взгляд, простой, но одновременно с этим и довольно сложный вопрос, ответ на который есть далеко не у каждого.
— Екатерина, как Вы пришли в профессию? Почему вообще Вы решили стать педагогом?
— Я не могу сказать, что с детства мечтала стать учителем. Это не так. В детстве всегда мечтала стать врачом-педиатром, хотела помогать детям и чувствовать себя нужной. Еще со школьной скамьи во мне зародилась любовь к детям, много лет я была вожатой в пришкольном лагере, помогала учителям на группе продленного дня, с 14 лет работала помощником воспитателя в детском саду… В школе любимыми предметами были русский язык и литература, в старших классах — иностранный язык. Именно поэтому и поступила на специальность «иностранные языки» в 2010 году в Шуйский педагогический университет.
Честно говоря, планов работать в школе не было. Я планировала связать жизнь с переводческой деятельностью или работать в какой-нибудь фирме… Но после прохождения практики у меня всё встало на свои места, и я поняла, что школа – это моё! Причём никто из моих родных и близких с педагогикой никак не связан: мама – медицинский работник, папа трудился строителем, бабушкина работа была связана с сельским хозяйством, а дедушка проработал всю жизнь на заводе. К моему выбору все отнеслись очень положительно. Родные всегда поддерживали меня практически во всех начинаниях, и этот случай не был исключением. Все подчёркивали важность и нужность профессии учителя, давали мудрые советы.
Размышляя о своём жизненном пути, я понимаю, что сделала правильный выбор. Более того, если бы передо мной вновь стоял выбор профессии, я бы с уверенностью сказала, что хочу стать учителем. Пусть мой стаж небольшой, всего восемь лет, но и этого достаточно, чтобы сказать: «Школа – это моë! Я люблю вместе с детьми совершать на уроке открытия, видеть в их глазах удивление и интерес к предмету. Никакая профессия, на мой взгляд, не дает такого разнообразия, динамичности, такого полета впечатлений и эмоций, такого большого количества людей, ежедневно окружающих тебя. Мне интересно в школе, в общении с детьми и коллегами мне нравятся постоянное движение и позитив, заряд энергии, возможность творить, идти вперед и заниматься любимым делом.
Каждый ученик мне дорог по-своему, и именно поэтому я не просто обучаю детей английскому языку, а открываю перед ними новый мир. Профессия наша прекрасна! С началом каждого урока ты понимаешь, что попадаешь в целый мир детских душ, и все остальные дела отходят на второй план. На уроках я стараюсь преподнести новый лексический материал в интересной и нестандартной форме, сделать скучные грамматические правила увлекательными. Видеть горящие глаза детей, их улыбки, интерес, успехи и достижения… Это ли не главное счастье для любого педагога?!
— Какова, на Ваш взгляд, современная школа? Есть ли какая-то разница между тем, что было 10-15 лет назад?
— Современная школа, безусловно, отличается от той, что была раньше. Процессы технологизации и информатизации, затронувшие все сферы человеческой жизни, внесли и колоссальные изменения в систему образования. Сегодня главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, школа учит самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Все это учит ребенка учиться.
Но поменялась не только школа, поменялись и дети, их сознание. Поколение, которое родилось со смартфоном в руках, не всегда может правильно использовать новые технологии. Они считают, что всё знают, уроки в школах не очень интересны им. И тут перед педагогом опять ставиться непростая задача, именно на его плечи ложится миссия провести ребят по просторам современного мира. Именно поэтому так важно для учителя быть современным, на одной волне с учениками, направляя их в нужное русло.
В моём понимании современная школа – это школа успеха. Инновации, методики, творческий потенциал – вот те слова, которые чаще всего характеризуют новую школу. Она учит мыслить, искать решение проблем. Современная школа – это творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе, где ребёнок является важным звеном в процессе образования, где каждый ученик талантлив по-своему, а мы, учителя, этот талант должны раскрыть.
— Вы сказали, что учитель в нынешней школе должен быть современным и находиться на одной волне с учениками. А какие качества, на Ваш взгляд, ещё нужны педагогу в наше время?
— Я считаю, что современный учитель должен быть в первую очередь мобильным, т.е. уметь подстраиваться под быстро меняющееся общество. Он должен быть эрудированным, всесторонне развитым, в совершенстве знать свой предмет, творческим и активным. Самое главное – любить детей, уметь понимать современное поколение, учитывать их интересы, чтобы воспитать достойного человека.
Современный учитель должен всегда находиться в поисках новых методик и технологий, саморазвиваться, чтобы каждый ученик рядом с таким учителем мог раскрыться как личность. С учителем процесс обучения должен стать интересным и увлекательным, чтобы желание учиться только росло. Не зря говорят, что учитель – это суперчеловек: и отличный психолог, и замечательный поэт, и великолепный актёр, но самое главное, учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг.
Процесс обучения в школе тесно связан с применением компьютерных технологий и других современных ноу-хау, что побуждает педагога идти в ногу со временем, а иногда и на шаг впереди. Современный учитель яркий, творческий, твердо знающий предмет, несущий новые знания и педагогические технологии, влюбленный в свой предмет и обладающий качествами, которым дети хотят подражать. ««Учитель учится всю жизнь. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», — великие слова К.Д. Ушинского, которые доказывают, что саморазвитие и самосовершенствование являются одними из главных направлений любого современного педагога. Я считаю, что современные технологии – это здорово, они помогают сделать процесс обучения эффективным и интересным, но… никакие технологии никогда не заменят педагога!
Ну и, конечно, в сердце педагога всегда должна жить любовь! Любовь к своей профессии, любовь к детям, любовь к жизни. Очень важно, кто будет находиться рядом с детьми, ведь от этого будет зависеть их будущее.
(Продолжение читайте в следующем номере.)
Беседовал Георгий Константинов.