Каждое поколение людей в процессе жизни решает три важнейшие задачи: освоить опыт предыдущих поколений, обогатить его, и передать следующим поколениям. И в решении всех этих задач особую роль играет УЧИТЕЛЬ. Он открывает для совсем ещё маленького человека огромный мир. Он знакомит его со всеми знаниями и открытиями, которые человек накопил на протяжении всего существования человечества. Он просвещает и воспитывает учеников, формирует и изменяет их личности. И они всеми своими успехами и неудачами в дальнейшей жизни обязаны именно учителю. Учитель – творческая профессия. Она требует умения находить индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его особенностей.
С 1994 года согласно Указу Президента Российской Федерации День учителя в России отмечается 5 октября.
Ирина Владимировна Богуславская тридцать лет работает в Шуйской детской художественной школе. Она – преподаватель высшей квалификационной категории по дисциплинам «Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая», «Композиция прикладная» и «Пленэр».


Мы встретились накануне праздника и попросили её рассказать для читателей нашей газеты о своём пути в профессию.

Ирина Владимировна, расскажите о своем детстве.
– Родилась я в простой шуйской семье. Мама, Антонина Михайловна, всю жизнь работала на фабрике. Она была простой русской женщиной, для которой самое главное в жизни – семья, дети, огород, забота о доме. Она всегда приучала меня к порядку, быть ответственной, доделывать все начатые дела до конца. Папа – Владимир Иванович Костин. По профессии был строителем, работал бригадиром в СМУ-2. Он был человеком с золотыми руками, всегда поддерживал меня в творчестве: помогал мне делать подрамники, натягивать холсты, приклеивать, грунтовать, оформлять работы. Мои родители всегда были моей гордостью. Их фото висели в центре города на доске почета. Моей жизненной задачей было не подвести. А они, в свою очередь, поддерживали меня в моем выборе.
Как и большинство детей того времени, мы во многом были предоставлены сами себе. Мы сами выбирали, чем нам заняться после школы, и родители иногда даже не знали обо всех кружках и секциях, которые посещали их дети. Я занималась спортом, стрельбой, танцами и т.д. Каждое лето я проводила у бабушки в деревне. Это было замечательное время. Мы целыми днями помогали взрослым по хозяйству, играли, загорали, купались в реке, встречали коров после выгула, ходили в лес, посещали сельский клуб, учились петь и танцевать, а потом гастролировали по колхозам и фермам. Случалось, и хулиганили, правда, по-детски, безобидно. Например, лазили по огородам за яблоками к соседям, измеряли лужи, прятались от бабушки, которая волновалась, словом, жили наполненной жизнью. А иногда меня привозили к другой бабушке в Дунилово. И там тоже была замечательная жизнь: Теза, старинные дуниловские храмы, раздолье полей. Наверное, тогда я и полюбила природу нашей центральной России, своей малой родины.

Когда Вы начали рисовать?
Рисовать я любила всегда. А в шестом классе я, заодно с одноклассниками пошла поступать в художественную школу. Почему именно туда? Сейчас трудно сказать. Интересно было. Хотелось узнать ещё и это. Естественно, о том, что это может стать выбором на всю жизнь, никто из нас тогда не думал. Рисовать я любила всегда. Меня взяли кандидатом сразу во второй класс. И здесь мне очень повезло. Моими учителями были замечательные люди – Татьяна Сергеевна Степанова – учитель истории изобразительного искусства, Михаил Александрович Ершов – учитель по рисунку, Галина Фёдоровна Невинская – учитель живописи, Ольга Николаевна Елизаринкова – учитель композиции. Это были учителя от Бога. Именно общение с ними и заставило на всю жизнь полюбить изобразительное искусство, а со временем захотелось научить этому и других. Ольга Николаевна прививала нам чувство стиля и цветовой гармонии, она сама для нас была эталоном женственности и красоты. Галина Фёдоровна давала нам очень необычные задания. Перед началом одного из уроков она нажарила большую сковородку яичницы. Поставила на стол эту сковороду, положила помидоры, поставила банку варенья и предложила нам написать этот «живой» натюрморт «по сырому», акварелью. На сковороде шкворчала яичница, всему классу сразу захотелось кушать…Такой аппетитный получился натюрморт. Рисовали его с удовольствием, а потом дружно съели. Очень запомнились уроки по истории искусств Татьяны Сергеевны. Мы попадали в царство изобразительного искусства разных эпох. В классе выключался свет, и на белой стене появлялись мировые шедевры. Показывали их через диапроектор. Ее занятия были пронизаны волшебством. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

Художественная школа и предопределила выбор профессии?
– Не совсем. Определяющей была учёба в Ивановском художественном училище имени М.И. Малютина, а педагоги художественной школы, особенно Татьяна Сергеевна, помогли определиться в выборе направления для дальнейшего обучения. А уже в училище я окунулась в мир творчества, студенчества, в волшебный мир искусства, и вот там я поняла, что это моё и это на всю жизнь. Мне захотелось учиться, глубже познавать этот замечательный мир. А наши учителя всячески способствовали этому. Преподавательский состав в Ивановском художественном училище всегда был очень сильным. Нас учили такие прекрасные учителя, настоящие художники, как Александр Николаевич Ермолаев, Евгений Павлович Зимин — знатоки и мастера академической школы. Эти имена знала вся Россия. Кроме того, годы учёбы в училище научили общению с людьми, приучили к тому, что художник должен быть всегда в творческом поиске, приучили работать. И хотя живописно-педагогический факультет, который я окончила, предусматривал, прежде всего, учебную, педагогическую деятельность, после окончания училища я в большей степени состоялась именно как художник.

Но тем не менее пошли работать в общеобразовательную школу?
Да, учителем черчения и рисования я стала после того, как по окончании училища в 1987 получила направление на работу в Шуйскую школу номер четыре, директором которой был Валентин Леонидович Белоусов. Мне очень повезло. Четвёртая школа в те годы была школой новаторов, одной из лучших в городе. В ней работал очень сильный и дружный коллектив. Это была настоящая команда профессионалов. Работать было очень интересно, учителя давали много открытых уроков. Мы учились друг у друга. Жили в школе. Художественное училище научило меня творчеству, а четвёртая школа и её директор Валентин Леонидович Белоусов, который учил нас своим примером, сделали из меня учителя. И до сих пор, встречаясь с ним, я благодарю его за то, что он научил меня, как надо работать.
Проработав год в школе, я поняла, что надо учиться дальше. Не хватало педагогических знаний. Для того чтобы это восполнить, я поступила в Шуйский пединститут. Но через год в Костромском педагогическом институте имени Н.А. Некрасова открылся художественно-графический факультет. Я забрала документы из Шуи и уехала в Кострому. Поступила на заочное отделение, и через четыре года меня пригласили на работу в Шуйскую детскую художественную школу, ту самую, которая когда-то дала мне «путёвку в большую жизнь».

Не жалко было уходить из четвёртой школы?
– Очень жалко, но мне хотелось больше заниматься творчеством, и в этом отношении художественная школа была просто идеальным местом работы. Знаете, это было, как возвращение домой после многих лет странствий. Я пришла работать к своим бывшим учителям – к Татьяне Сергеевне Степановой, Михаилу Александровичу Ершову, Ольге Николаевне Елизаренковой. То, чему они научили меня, помогало мне и помогает в профессиональной деятельности до сих пор.

Ирина Владимировна, а какие они, Ваши ученики?
Ученики художественной школы не совсем такие, как в общеобразовательной. Сюда приходят только те, кому это интересно, кто хочет чему-то научиться. Таких детей не приходится заставлять, убеждать, их только учишь. И отношения между учителем и учениками здесь тоже другие. Многому я учусь у них. Они все разные, но каждый по-своему талантлив и удивителен.
У меня было семь выпусков и всех своих учеников я помню и люблю. Сейчас у меня учатся дети моих учеников. Жду внуков (смеется…). Некоторые из моих учеников стали моими коллегами, работают в детской художественной школе. И так приятно бывает, когда через 10, 15, 20 лет мы встречаемся, общаемся, делимся опытом, ездим вместе в творческие поездки. Я всегда говорю своим ребятам, что даже если жизнь не будет связана с искусством, творчество всегда будет верным помощником в любом деле. А в нашей непростой жизни это еще и защита от депрессии и негатива. Ведь здесь мы учим детей видеть мир глазами художника, созидать, не проходить мимо прекрасного.

Ирина Владимировна, вы в большей степени учитель или всё-таки художник?
– Я убеждена, что любым делом надо заниматься с полной самоотдачей. Совмещать обычно не получается. Так сложилось, что в самом начале своего профессионального пути главным для меня было, конечно, творчество. Тогда я много работала, участвовала в выставках, много писала в разных техниках. А потом педагогическая работа вышла на первое место. Она занимает всё время, забирает все силы. Да по-другому и нельзя, если ты настоящий учитель. Естественно, ни о каком творчестве говорить не приходится. На педагогической работе, как и на любой другой, наступает период выгорания. Чтобы этого не было, я считаю необходимым периодически менять обстановку. Все последние годы пишу только в свободное время. В отпуске стараюсь уехать из города. А после смены обстановки приходит вдохновение, и руки сами тянутся к краскам и бумаге. Особенно вдохновляет природа. Ромашки, дали, церковь на горе, реки, леса, стога, поля, где посажен лен, сельские и деревенские пейзажи. Природа дает нам многое. Нам нужно учиться у нее простому. Простое изображение, простая еда, простая одежда — естественность и натуральность во всем. Красота и простота, русская природа – это то, что остается в душе человека навсегда. Именно это отражено в моих работах.

Ирина Владимировна, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
Желаю всего самого доброго и светлого, мирного неба над головой и здоровья. Отдельно хочется поздравить всех учителей с профессиональным праздником и пожелать творческого вдохновения, оптимизма и веры.

Спасибо, Ирина Владимировна. С праздником Вас и Ваших коллег. Всего Вам самого доброго.

Уважаемые читатели! Сегодня работы Ирины Владимировны выставлены в детской художественной школе. Выставка называется «Увидеть в простом…». Возможно скоро она выйдет за пределы школы, ее смогут лицезреть жители нашего города.

Беседовала Ольга ЖУБАРКИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.