До начала учебного года остается все меньше времени. И пока родители проверяют списки учебных принадлежностей, которые нужно купить, дети с нетерпением ждут 1 сентября. Как определить, готов ли ребенок идти в школу, и как ему облегчить начало такого важного этапа в жизни? Сегодня мы поговорим именно об этом.

1. По каким критериям можно судить о готовности ребенка к школе?

Бытует ошибочное мнение, что подготовить ребёнка к школе – это значит научить его читать, писать и считать. Психологи считают, что это далеко не так. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Перед первым сентября стоит провести разговор с детьми, чтобы определить степень их готовности к школьным будням. По словам психологов, своевременная диагностика психологической готовности к школе очень важна, необходимо избежать возможной последующей дезадаптации в школе. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Лучше, если психологическую диагностику проводит квалифицированный психолог, но некоторые простые упражнения родители могут делать со своими детьми самостоятельно:

интеллектуальная готовность подразумевает наличие логических операций: обобщение, обратимость, понятийное мышление.

КАК РАЗВИТЬ?

Не подавляйте исследовательский интерес ребенка, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Уделяйте большое внимание развитию мелкой моторики. Для укрепления мелкой мускулатуры пальцев рук предлагаем рисовать, разукрашивать, собирать конструктор, расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки, заниматься лепкой, работать с ножницами.

Что же должен уметь дошкольник перед первым классом?

Основы математики
Уметь считать от 1 до 10 и обратно.
Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
Выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два».
Знать понятия «больше-меньше-поровну».
Знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур.
Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
Решать простые арифметические задачки.
Уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
Отличать буквы от звуков, гласные от согласных.
Знать, чем отличаются гласные звуки от согласных.
Умение находить нужную букву в начале, середине и конце слова.
Подбирать слова на заданную букву.
Делить слово на слоги.
Читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное.
Навыки письма
Правильно держать ручку и карандаш в руке.
Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
Копировать с образца геометрические фигуры.
Уметь продолжить штриховку рисунка.
Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

эмоционально-волевая готовность подразумевает способность выполнять рутинные действия, которые делать не хочется: сидеть, не отвлекаясь, писать, читать.

КАК РАЗВИТЬ?
Сформировать эти качества можно только через игру!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства:
Важно приучить ребенка к режиму дня и смене деятельности.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.
Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему в этом.
Постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.
коммуникационная готовность важна, так как в школе другой мир, где есть новый взрослый, предъявляющий определённые требования, а также коллектив детей, с которыми нужно выстраивать коммуникацию.

КАК РАЗВИТЬ?
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при общении с незнакомыми людьми.

мотивационная готовность – желание учиться по каким-либо причинам.

КАК РАЗВИТЬ?
Формируйте положительное отношение:
К школе;
К учителю ;
К учебной деятельности;
К самому себе.
Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках, устройте ребенку экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение, а также самостоятельность и упорство: рисование, лепка, конструирование, занятия в кружках и секциях.

2.Какой должен сформироваться режим у ребенка?
Для перехода от беззаботной детской жизни к школьному распорядку очень помогает расписание дня. Особенно, если ребенок не посещал садик. Нужно составить подробный план дня и сделать это вместе с ребенком. Можно оформить это в игровой и красочной манере и повесить над кроватью. Распорядок дня нужно начать соблюдать заранее, а не с 1 сентября. Дети любят правила, и обычно сами их себе организовывают в играх. И, конечно же, личный пример.

3. Какая одежда рекомендуется первокласснику?
Главное, чтобы ребенку было комфортно и удобно, в принципе, вещи родители могут выбирать на свое усмотрение. Одежда не должна стеснять движений и доставлять дискомфорт.

4. Необходим ли тихий час первокласснику?
Первокласснику часто необходим дневной сон. Хорошо, если ребенок недолго поспит после школы. Уроки нужно делать в одно и то же время, но только не поздно вечером. Понятно, что чаще происходит именно так. Усталая мама приходит после работы домой и начинает делать уроки с таким же усталым ребенком. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит.

5. Как делать первые уроки, концентрировать внимание ребенка?
Первокласснику просто необходима помощь взрослого в выполнении домашних заданий. Обойтись без этого не удастся. Понятно, что это меняет планы родителей, но на кон поставлен будущий успех вашего первоклассника, поэтому стоит поменять свой график.
Не проявляйте свою тревогу и раздражение, когда делаете уроки с ребенком. Чаще хвалите не за полный успех, а даже за попытку. Поощряйте его словами «молодец, смотри, как у тебя хорошо получается», даже если вышло не идеально.

6. Как обеспечить комфортное пребывание в школе, если ребенок не стрессоустойчив?
Прежде всего, родителям следует создать комфортные отношения в семье. Создать атмосферу безопасности и принятия таким, какой он есть. Школа — это особенный стресс. Мало у кого со школой связаны исключительно положительные воспоминания. Поэтому оценки родители воспринимают не как оценку их знаний, а как оценку самого ребенка, а заодно и себя как родителя.

Если до этого мы говорили о том, как нашим детям помочь перед началом учебного года, то теперь речь пойдет о родителях. Психологи отмечают: многие из мам и пап хотят как можно лучше подготовить ребенка к школе, но в то же время сами к ней не готовы. Чтобы это исправить, мы составили список правил для родителей.

Правило №1. Не очерняйте учителя в глазах ребенка.
Если вам кажется, что преподаватель поступает неправильно, лучше оставьте мысли при себе до личного разговора. Не стоит критиковать его при ребенке: так учитель потеряет авторитет в его глазах.

Правило №2. Больше общайтесь.
С приходом школы в вашу жизнь ребенок будет проводить меньше времени с родителями. Ваша задача — все время поддерживать эмоциональную связь. Всегда спрашивайте, как прошел день,что было на уроках; внимательно слушайте его истории, участвуйте в диалоге. Объясните ребенку, что готовы помочь ему, если случилось что-то плохое. Тогда вы сохраните взаимное доверие, и у сына или дочери не будет причин лгать или отдаляться от вас с возрастом.

Правило №3. Не ругайте за плохие оценки.
Этот практический совет поможет родителям ребенка подготовить себя к системе оценок в школе.
Дети усваивают информацию с разной скоростью. В условиях общеобразовательной школы, где на 28–30 человек только один учитель и универсальная программа, нельзя одинаково хорошо всем объяснить материал. Всегда будут лидеры и отстающие. Это не значит, что ребенок глупый или плохой. Просто ему нужен другой подход и чуть больше времени.

Правило №4. Не наказывайте, лишая отдыха.
Это правило вытекает из предыдущего. Если ребенок принес из школы двойку, не запрещайте ему отдыхать. Помните, что хобби и подвижные игры со сверстниками на улице — это тоже отдых. Лишая их ребенка, вы теряете его доверие, с первого класса воспитываете неприязнь к учебе и не даете развиваться физически, творчески и социально. Это только сделает успеваемость хуже.

Правило №5. Не читайте учебники до занятий.
Ребенку бывает интересно полистать новый учебник летом, но не заставляйте его учить что-то раньше времени. Так ему станет скучно на уроках.

Правило №6. Не смейтесь над ребенком.
Запомните: все вопросы, которые задает дошкольник, он считает серьезными. Не смейтесь над ним, даже если слова кажутся глупыми. В этом возрасте дети ранимы, а насмешка со стороны взрослого — особенно того, кому они так доверяют — может привести к неуверенности в себе. В будущем у такого ребенка может развиться комплекс неполноценности.

Хочется пожелать родителям спокойно относится к ошибкам ребенка, акцентировать внимание даже на небольшие достижения. Оценки – это условности. Дети нуждаются в заботе, поддержке и защите родителей. Ведь семья – это то место, куда приходит ребенок восстанавливать душевное равновесие. Счастливого учебного года!

Подготовила Мария Короткова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.