Третье воскресенье июня является такой датой, о которой помнят очень многие. В этот день страна отмечает День медицинского работника. Официально праздник учреждён Указом Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года. Нет такого человека, который не сталкивался бы в своей жизни с медициной. Ведь каждый хочет прожить долгую активную жизнь, а для этого надо предупреждать появление болезни или лечить, если она уже появилась. Медицинским работникам люди доверяют самое дорогое, что у них есть — это здоровье свое и своих близких, а это требует от врачей современных знаний, высокой самоотдачи и лучших человеческих качеств. В переводе с латыни ars medicina — «лечебное искусство», «искусство исцеления», и люди, обладающие таким искусством, востребованы в обществе всегда и везде.

День медицинского работника – это повод поздравить людей, выбравших для себя такую ответственную, важную стезю. Почитают всех, кто давал клятву Гиппократа — врачей, медсестер, фельдшеров.
Медицинский работник — это призвание, которое сочетает в себе стремление помочь другому человеку, профессиональную интуицию, подкреплённую глубокими знаниями, уверенность в своих решениях и действиях.

Наши собеседники — практикующие медицинские работники, а также люди, отдавшие всю жизнь этому благородному делу, а сейчас находящиеся на заслуженном отдыхе.

«Жила к труду привычная, девчоночка фабричная…»

Это про нашу следующую собеседницу. Раиса Борисовна ТУЧИНА почти сорок лет проработала медицинской сестрой в хирургическом отделении Шуйской ЦРБ. Но сначала было как в песне, слова из которой я вынес в заголовок.

– Родилась я 18 декабря 1944 года в деревне Василёво, Гусь-Хрустального района Владимирской области, – неторопливо рассказывает Раиса Борисовна. – Мама приехала туда ухаживать за своей больной мамой из-под Ленинграда. Школу-семилетку я окончила в Савино. После школы вместе с подружками поехала учиться в Иваново в ФЗУ на ровничницу. После училища немного поработала на фабрике «Красная Талка». Семья переехала в Шую, и я пошла работать на Тезинскую фабрику. Тогда же поступила в Шуйскую школу рабочей молодёжи. Там у нас была прекрасная учительница русского языка и литературы Нина Павловна Брыкалова. Она не только научила меня правильно и грамотно писать, но и привила любовь к литературе, к русскому языку. Я стала её лучшей ученицей, а моё школьное сочинение читали по городскому радио. И вот после окончания ШРМ судьба привела меня в шуйское медицинское училище. Было это в шестьдесят пятом году. Конкурс тогда был огромный. Но я поступила!
Училась я с удовольствием, мне всё в училище нравилось. Особенно нравилась мне хирургия. У нас был очень хороший преподаватель – Сергей Иванович Белов, а я была способной ученицей. Запомнилась мне практика на последнем курсе в хирургическом отделении нашей больницы. Медицинской сестрой там была фронтовичка Нина Тимофеевна Перлова. Она чистила хирургические швы, меняла повязки, переливала кровь. Никогда не забуду, как я в первый раз под ее руководством поставила капельницу. Боялась, но делала.
Пришло время устраиваться на работу, а в Шуе мест не оказалось. Направили меня в Иваново, в местечко Пустошь Бор, в областную детскую больницу. В один из дней в процедурном кабинете кричал, надрывался ребёнок. Попросила попробовать и с легкостью поставила ребенку капельницу. После этого случая затаила на меня обиду практикующая заведующая кафедрой в медицинской академии. Вскоре, думаю, по её инициативе перевели меня в онкологическую больницу Шуи.

И в этом онкологическом отделении, а потом в хирургии проработала я всю жизнь. Без нескольких месяцев сорок лет. Всякое было. Онкологическое отделение не простое. В медицине вообще простого нет, а онкология всегда считалась одним из самых тяжёлых заболеваний. И такие больные особенно нуждаются во внимании, сочувствии. Онкологические заболевания тогда ещё плохо лечили, многие умирали. И одной из самых трудных и неприятных задач была транспортировка умерших из отделения в морг. Не было тогда ни людей, ни транспорта, и умерших по ночам на носилках через весь двор в темноте тащили дежурные медсёстры. И тяжело, и страшно.
Был у нас такой хирург Александр Сергеевич Скворцов. Человек с непростым характером, вспыльчивый, обидчивый, но хирург отличный. И случилось так, что мы с ним однажды поспорили, обиделся он на меня, а вскоре случилось так, что по какой-то жалобе решили Скорцова снять. Был уже приказ об увольнении, а мен его жалко стало. Написала я письмо в министерство здравоохранения, в котором просила не оставлять шуйскую больницу без хорошего хирурга. И что ты думаешь? Письмо моё переслали в облздрав, а там после проверки приказ об увольнении отменили, и Скворцов остался у нас. С тех пор мы стали друзьями. Позднее он уехал работать в Минск, и мы даже какое-то время переписывались.

Не хочу хвастать, но в первичных диагнозах я практически никогда не ошибалась.

Много всего было за сорок лет и хорошего, и не очень. Хорошего больше. И сегодня, когда Раиса Борисовна на заслуженном отдыхе, и бывшие, и ныне практикующие врачи и медицинские сёстры хирургического отделения Шуйской ЦРБ её не забывают.

– Часто и в гости заглядывают, и звонят, – говорит Раиса Борисовна.
По стопам матери пошёл и её старший сын. Выпускник Ивановской медакадемии. Сегодня он – главный врач областного ковидного госпиталя в Калуге.

Олег Назаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.