Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года… В этот страшный день Левитан по радио объявил о начале войны.
Война. Океан людского горя. Боль, слёзы, смерть… «Вставай, страна огромная!» — неслось из репродукторов. И встала вся страна на защиту своего Отечества – от мала до велика. И кто слабым был, сильным стал тогда.

Встали и мои прадедушки. Ушли, вскинув на плечи солдатские вещмешки. Ушли, не зная, вернутся или нет. Посмотрели на своих близких, на родную землю, сохранили в памяти и … ушли. А жёны и матери стали ждать «треугольнички», письма с фронта – ту единственную теперь ниточку, что связывала их с мужьями и сыновьями. Каждый день они встречали почтальона: а вдруг… письмо, написанное родной рукой?!

Я хотел бы рассказать о судьбе двух моих прадедушек.

Белашов Егор Егорович родился двадцать девятого апреля тысяча девятьсот двадцатого года в селе Голубиновка Алма-Атинской области. Рос он в большой семье, вместе со всеми работал в колхозе. Но пришла война, и его с братьями забрали на фронт. Он попал в «Минский котёл». Такое название получило Белостокско-Минское сражение, которое продолжалось всего восемнадцать дней, с двадцать второго июня по девятое июля тысяча девятьсот сорок первого года. Это было одно из самых ожесточённых сражений времен Великой Отечественной войны. Отряд прадеда оказался в окружении. Всех взяли в плен. Прадед попал в концентрационный лагерь Шталаг–IV В, который находился в окрестностях города Мюльберг.

Рабочий день в лагере начинался с пяти часов утра и продолжался до десяти часов вечера. Никогда он не сокращался — ни по выходным, ни по праздникам. Кормили плохо, особенно русских солдат, а между тем французские и польские пленные, которые тоже находились в лагере, были под защитой Красного Креста. Немцы относились к советским солдатам, как к скоту, за любую малейшую провинность били до полусмерти. Случалось, пленные накладывали на себя руки, но мой дед был выносливым, непоколебимым человеком, верил в победу. Он три раза пытался бежать из плена. Его ловили, а после последнего побега приговорили к смертной казни. Поставили к стене, выстрел… И улетела душа героя.., Белашову Егору Егоровичу было всего двадцать лет.

Другой мой прадед, Брызгалов Гавриил Иванович, родился седьмого апреля тысяча девятьсот седьмого года. В семье уже было три ребёнка, ждали четвёртого. Когда прадедушка прощался с женой, он сказал: «Если этот ребёнок выживет, значит, я вернусь». Гавриил Иванович служил артиллеристом. В тысяча сорок втором году он получил тяжёлое ранение в голову, был отправлен в госпиталь в Москву, где лечился длительное время. В тысяча девятьсот сорок четвёртом году прадед участвовал в освобождении Латвии. В военной операции, при форсировании реки Вента, он из автомата уничтожил пять гитлеровцев, за что впоследствии был удостоен ордена «Красная Звезда». А далее всё случилось, как прадед и говорил. Сын родился и выжил, и мой прадедушка вернулся домой весной тысяча девятьсот сорок пятого года.

Память о подвигах моих прадедушек будет всегда жить в нашей семье.

Они сделали всё для того, чтобы мир больше не знал ужасов войны, чтобы мы, их внуки и правнуки, жили счастливо.

Родион Белашов, ученик 10 класса МОУ Перемиловская СШ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.