Сегодня мы расскажем вам, уважаемые читатели, о череде православных праздников, следующих за Пасхой, или Светлым Христовым Воскресением.
Светлая Пасхальная Седмица
После праздника Пасхи, который православные в этом году отметили 24 апреля, наступила Светлая Пасхальная седмица. Это время радости, празднования Светлого Христова Воскресения. Все приветствуют друг друга словами пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» В старину в народе этот период считался началом новой жизни и весеннего пробуждения.
Богослужения в Светлую Пасхальную седмицу проходят при открытых Царских вратах, скрывающих в остальное время алтарь, что позволяет верующим наблюдать происходящее в алтаре и тем самым быть ближе к священнодействиям. Отличительная особенность этой недели – колокольный звон. Во всех храмах позволяют желающим звонить в колокола.
У Светлой Пасхальной недели на Руси в разных местностях было множество народных названий – Красная, Гремяцкая, Великая, Славная, Святая. Каждый день в народных традициях имел (а в некоторых регионах сохранил до сих пор) свои названия и правила.
Светлый понедельник.
А еще «поливальный»,
«мокрый»
В первый день Пасхальной недели принято встречаться с родными и близкими, обмениваться куличами и крашеными яйцами, принимать гостей. По традиции в этот день ходили в гости к родственникам именно мужчины и брали с собой куличи, испеченные женами.
Название «мокрый» понедельнику было дано неслучайно. В этот день девушки дарили своим возлюбленным яйца-крашенки, а те в свою очередь водили их к воде и обливали, чтобы любимая была красивой и здоровой. Вообще в этот день все обливались холодной водой, чтобы смыть хворь и укрепить тело и дух на весь будущий год.
Светлый вторник.«Купалища»
В этот день всех опоздавших на заутреннюю молитву обливали ледяной водой, потому как отсутствие на утренней службе могло притянуть беды в семью. Считалось, что службу в храме в Светлый вторник должны посещать только женщины, а мужчины в это время помогают по хозяйству и управляются с детьми.
Светлая среда. «Хороводница»
Хороводницей этот день называли из-за обычая водить хороводы. Девушки собирались группами и водили хороводы, пели песни, устраивали различные забавы и игры. Особенно важна была среда Пасхальной недели для незамужних девушек. С самого утра они возносили хвалу Господу и просили даровать хорошего мужа и семейное счастье.
Светлый четверг. «Навский» четверг
Если юноша выбирал себе невесту, именно в четверг проводились смотрины. К тому же в Светлый четверг вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть. Память о них должна быть светлой. Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить своих близких. Именно поэтому день называется «навским», т.е. связанным с потусторонним миром.
Светлая пятница. Прощеный день
В пятницу вспоминали и почитали икону Божией Матери «Живоносный источник», освящали воду, которой наши предки окропляли огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. К тому же в Светлую пятницу было принято мириться и прощать, не держать на людей зла и отпускать обиды.
Светлая суббота
В субботу во всех храмах раздавали и сейчас раздают особый хлеб – артос. Готовится он на закваске и по обычаю на нем изображается крест. Артос освящается в первый день Пасхи и стоит в алтаре всю неделю, а в субботу после особой молитвы на раздробление хлеба раздается всем желающим. Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. В субботу к девяти вечера Царские врата закрывают, знаменуя тем самым окончание Пасхальной недели.
Антипасха. Фомино воскресенье. Красная горка
С окончанием Пасхальной недели пасхальные праздники не заканчиваются. В последний день Пасхальной недели, в воскресенье, в нынешнем году это 1 мая, празднуется так называемая Антипасха. В приставке «анти» нет ничего страшного. Она обозначает, в данном случае, не «против Пасхи», а «вместо», или даже ближе к значению слова «подобно». То есть подобный Пасхе, радостный, праздничный, воодушевляющий день. Антипасху поэтому называют второй Пасхой и восьмым днём Пасхальной недели.
Этот день отмечен еще одним важным событием, из-за которого получил название Фомина воскресенья, а вся неделя — Новой, а также Фоминой недели, по имени одного из учеников Христа – апостола Фомы. Помните известный фразеологизм «Фома неверующий»? Так это он и есть! Фома был один из 12 апостолов, который не поверил в Воскресение Христово, пока сам не увидел воскресшего Христа.
В Евангелии от Иоанна говорится, что после Воскресения Христос пришел к ученикам в дом, где они все заперлись от иудеев.
«Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго».
По какой-то причине в этот момент Фомы среди апостолов не оказалось. И, разумеется, он не поверил своим собратьям по Христу о чудесном явлении Учителя. Вот, мол, если увижу Его сам и «вложу перста моего в раны от гвоздей», тогда поверю. По утверждениям богословов, Фома очень сильно любил Иисуса Христа. И Его смерть стала для горячего сердцем апостола крушением не только надежд, но и всего мира. Ведь когда-то, как повествует Евангелие, Фома был готов даже умереть за Него — «Пойдем и мы умрем с Ним». Есть мнение, что он потому и не поверил другим апостолам о Воскресении Христа, чтобы не сеять в душе бессмысленную надежду. А вдруг на самом деле не воскрес Учитель? Как тогда жить дальше?
И Господь пришел. Снова пришел в тот дом, где собрались на восьмой день после Пасхи все апостолы. Но пришел именно к Фоме. «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Память об этом событии христиане чтят, как написано в Евангелии, «на восьмой день» после Пасхи. Господь вновь пришел к ученикам, чтобы дать возможность апостолу Фоме обрести веру.
Восьмой день после Пасхи в старину еще называли Красной горкой, так как с этого дня на Руси начиналась череда свадеб и венчаний.
Само слово «красная» не связано с цветом. В старину пасхальным цветом считался не красный, а серебряный. В данном случае речь идет о красоте этих Пасхальных дней. В этот день издревле проходили народные гуляния и игры на красивых полянах и горках. Так и закрепилось название Красная горка.
Именно на Красную горку многие стремились вступить в брак, поскольку, согласно церковным правилам, это первый день с начала Масленицы и Великого поста, когда можно венчаться. Существовала примета: если женишься на Красную горку, брак будет счастливым и долгим.
В регионах было своё представление об этом почитаемом празднике. Например, Красная горка в Северном Поволжье именовалась «кликушным воскресеньем». В этот день жители деревень и сёл обходили дома молодожёнов и, «окликая молодых», то есть исполняя песни «вьюнишники» в их честь, ждали от хозяев небольших презентов и угощений. Девиц называли «вьюницы», молодцев – «вьюнцами», а песни были «вьюнишные» – длинные (до 180 строк), поэтичные и наполненные нравоучениями о долгой семейной жизни.
А вот, например, в Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками».
Сейчас от всех песен, хороводов, языческих обрядов сжигания чучела осталась лишь традиция праздновать свадьбы на Красную горку. Согласно статистике, количество браков на Красную горку увеличивается в среднем на 10% и выше по сравнению с «обычными» датами. Хотя, когда Красная горка приходится на май, страсти немного утихают, поскольку в дело вступает народный стереотип «на май жениться – всю жизнь маяться».
Радоница
Первый вторник после Пасхальной недели – время помолиться за близких, оставивших земную жизнь. В православии этот день поминовения называется Радоница. Он наполнен уникальными традициями, появившимися на стыке христианской веры и народного почитания предков. В 2022 году церковь отмечает Радоницу 3 мая.
Среди скорбных родительских суббот Радоница выделяется особым настроением. Обо всех почивших христианах – родных и незнакомых — церковь молится не со слезами утраты, а со светлой радостью.
Христос воскрес, а значит, воскреснет каждый верующий в него, учит Церковь. Живые и мертвые воссоединятся в новых вечных телах и унаследуют Небесное царство. А до того есть время на горячую молитву за тех, кто не успел очистить душу от грехов за время мирской жизни.
На Руси существовало мистическое поверье о «Пасхе мертвых», которое пришло от сербских славян. Наши предки считали, что в пасхальную ночь усопшие покидают могилы и невидимо празднуют Воскресение Христово вместе с живыми родственниками. Возврат в землю происходит спустя 9 дней, на Радоницу. По этой причине, например, белорусы и поляки называли Радоницу Проводами. Мертвых предков поздравляли с Пасхой и с честью провожали на кладбище.
Церковь рекомендует этот день начать с богослужения. Можно заказать поминовение, подать имена усопших «на обедню» или «на панихиду». В этот день или до него необходимо привести в порядок могилы родственников, прибраться на них. А еще нужно сотворить милостыню от имени усопшего – накормить нуждающегося или пожертвовать на храм.
Материал подготовила Анастасия Артемова по материалам интернет-сайтов. Фото из открытых источников в интернете