Моя собеседница – человек очень энергичный, с удивительно располагающей улыбкой и с таким молодым, заразительным смехом, что мне, честно говоря, трудно было поверить в то, что Светлана Юрьевна ХРОМОВА работает в школе почти сорок лет. Мы договорились встретиться в музее Константина Бальмонта, где в этот день состоялось торжественное закрытие фестиваля «Солнечный эльф» и награждение победителей – её воспитанников.

Светлана Хромова: «Я очень счастливый человек», изображение №1

Светлана Юрьевна, Вы, наверное, потомственный учитель?

– Нет. В нашей семье кроме меня учителей не было. Это был мой личный выбор. Ещё в детстве очень любила играть в школу и потом, когда пришло время выбирать профессию, я для себя всё решила заранее – только учителем. Собиралась ехать учиться в Иваново на романо-германскую филологию. Объясняется это просто – классным руководителем у меня была учительница немецкого языка Маргарита Васильевна Тараканова – прекрасный учитель и замечательный человек, и немецкий язык я знала очень хорошо. Но учиться в Иваново меня, вчерашнюю школьницу, не отпустила бабушка. Я была домашним ребёнком, никогда не посещала ни ясли, ни садик, моим воспитанием занималась бабушка, авторитет её для меня был абсолютным, потому, когда она сказала, что будет лучше, если я поступлю учиться в наш, Шуйский педагогический институт, я спорить не стала. Вот так и случилось, что я окончила филологический факультет Шуйского педагогического института и никогда об этом не жалела. Образование дали очень хорошее. Уровень профессиональной подготовки в институте того времени был очень высоким, и, поверьте, разговоры о том, что в Шуйский пединститут поступают только те, кого никуда больше не взяли, не более чем обычные сплетни, не имеющие под собой никакого основания. Нас учили такие замечательные преподаватели, как Людмила Васильевна Суханова, Феликс Генрихович Жарский, Владимир Дмитриевич Пятницкий, Татьяна Сергеевна Петрова, Ирина Алексеевна Овчинина, Вера Викторовна Гадалова…

Вы с самого начала пришли работать во вторую школу?

– После окончания института я по направлению отработала четыре года учителем в средней школе посёлка Нерль, после чего вернулась в Шую и, благодаря Нине Александровне Кашириной, пришла работать в Шуйскую школу № 2. Сначала учителем ( за время работы у меня было полных пять выпусков с пятого по одиннадцатый класс), потом завучем, а двадцать восемь лет назад я стала заместителем директора по воспитательной работе. Представляете – целых двадцать восемь лет!

Что, на Ваш взгляд, главное в работе с детьми?

– Одним словом на этот вопрос не ответишь. С детьми надо работать. Работать постоянно. Разговаривать, общаться. Быть для них интересным. А для этого учитель сам должен всю жизнь учиться. Учиться всему новому в образовании и не только. Тогда для детей ты будешь уважаемым, интересным, авторитетным в самом хорошем смысле этого слова человеком, советчиком, собеседником. А часто на такое вот нормальное общение у учителя сегодня времени просто не остаётся. Нас отгораживают от детей огромным объёмом, на мой взгляд, совершенно необязательной бумажной, бюрократической работы. И это плохо. Дети часто приходят к нам в кабинет воспитательной работы просто пообщаться и готовы сидеть часами. Приходится им напоминать об уроках!
В девяностые годы прошлого века учителю было трудно перебороть влияние потока негатива, различной «чернухи», хлынувшей с экранов телевизоров в уши и умы детей и подростков. Трудно, но справлялись. Искали и находили какие-то интеллектуальные альтернативы, увлекали творчеством. Но сегодня, с появлением и самым широким распространением мобильного интернета, по-моему, стало ещё труднее. Дети каждую свободную минуту просто «зависают» в интернете, и «вытащить» их оттуда бывает совсем нелегко. А влияние социальных сетей на умы, на ещё не до конца сформировавшуюся психику любого ребёнка огромно и далеко не всегда безобидно. Пока учитель постоянно, методично и, главное с душой, не по-дежурному выстраивает отношения с детьми, пока с ним интересно, он нивелирует негативное влияние от общения подростков в социальных сетях. Но для этого нужно быть всегда в поиске. Вообще, учителем работать сегодня очень сложно. И даже не потому, что дети стали какими-то другими. Нет. Я глубоко убеждена, что каждый ребёнок с рождения талантлив. Ему нравится что-то делать своими руками, петь, танцевать, надо только развивать в нём эти способности, воспитывать его.

В нашем недавнем прошлом Учителя – именно учителя с большой буквы, воспитателя — низвели до уровня горничной, в лучшем случае гувернантки, оказывающей услуги по образованию. По-моему, это было даже не ошибкой, а преступлением. В последнее время всё чаще на самом высоком уровне говорят о возврате школе воспитательных функций. На местах, непосредственно в школе, эти изменения как-то чувствуются?

– Да. Хотя мы в своей работе воспитательные функции учителя никогда не забывали. Но на государственном уровне такая политика в области образования сослужила очень дурную службу, последствия которой будут ощущаться ещё очень долго. Очень хочется, чтобы наши руководители на самом высоком уровне поняли, что УЧИТЕЛЬ – это одна из главных профессий, если не самая главная. Родители должны с уважением относиться к школе и помогать ей воспитывать своего ребенка. Задача и семьи, и учителей — развивать природные способности, воспитывать ребенка. Именно воспитывать, растить будущего ЧЕЛОВЕКА. Если эти врождённые таланты не развить, они со временим заглохнут или будут направлены на что-то иное. И когда учитель умеет заинтересовать, дети с удовольствием занимаются и чтением, и музыкой, и танцами. И не просто занимаются, а стремятся узнать что-то новое, большее. А большинство родителей сегодня и сами нацелены на «натаскивание на ЕГЭ», и детей настраивают соответствующим образом, вырабатывая в них отношение ко всему остальному, как к чему-то необязательному, а нередко и мешающему подготовке к ЕГЭ. При таком отношении у некоторых учителей, особенно молодых, опускаются руки, пропадает интерес к работе. Знаете расхожее выражение: «За такую-то зарплату да ещё надрываться, выкладываться, что-то придумывать…»?! К сожалению, в этом есть доля истины. Во всяком случае, сколько себя помню, зарплата учителя всегда была несопоставима с теми задачами, которые стоят перед ним.

Светлана Хромова: «Я очень счастливый человек», изображение №2

Светлана Юрьевна, давайте не будем о грустном. Расскажите лучше о своих увлечениях, о семье.

– Наверное, так уж устроена, что главное увлечение – работа, – улыбается моя собеседница. – Но есть и другое. Очень люблю путешествовать. Вместе с семьёй Михаила Юрьевича Бальмонта – мы дружим семьями, мы объехали почти все литературные места России. Пушкинские – Михайловское, Тригорское, лермонтовские Тарханы, Ясную Поляну Толстого, Щелыково и музей в Москве Островского, Таганрог, Ялту, Мелихово Чехова, Шахматово Блока — словом, практически все места, связанные с именами наших литературных классиков. Мне это интересно и с профессиональной точки зрения – я ведь учитель литературы, и чисто по-человечески, после каждой такой поездки получаешь такой положительный заряд, которого хватает до следующего отпуска. И на уроках, когда начинаешь рассказывать детям о ком-то из писателей или поэтов, тоже очень помогает то, что сама видела всё своими глазами, сама ощутила особую атмосферу этих мест.

А с мужем – у меня замечательный муж — мы путешествуем по Европе. Франция, Италия, Испания, Чехия, Германия. У нас скромный дом, нет ничего лишнего, но путешествовать мы любим. Муж Александр Германович Хромов тоже преподаватель высшей категории, работал в Шуйском училище № 4, нынешний профессиональный лицей. У меня очень хорошая дочь. Она журналист по образованию, кандидат наук, доцент, работает в ИВГУ и директором центра развития «Умка». Муж дочери, прекрасный программист, помогает с новыми технологиями. Творческие внуки – Оксана и Игорёк. Вообще, я очень счастливый человек.У меня много верных друзей, крепкий надёжный тыл, и это позволяет мне работать, получать удовольствие от своего дела.

А еще мы работаем вместе с творческими коллегами и увлеченными детьми. В моей любимой школе очень много творческих проектов. Это и один из лучших в области музеев, и детский фестиваль поэзии «Солнечный эльф», и мой клуб любителей поэзии «Серебряная лира», а двадцать восемь лет назад под впечатлением от посещения знаменитого петербургского арт-кафе «Бродячая собака» учителя и ученики нашей школы открыли детское литературное кафе «Бродячий щенок».

А ещё Светлана Юрьевна — член редакционной коллегии ежегодного научно-популярного и литературно-художественного альманаха «Солнечная пряжа», автор множества статей, опубликованных в различных российских научных сборниках, журналах и альманахах. Совсем недавно под её редакцией вышла в свет великолепно написанная и изданная книга, посвящённая 150-летию со дня рождения русского поэта Серебряного века К.Д. Бальмонта и 145-летию средней школы № 2 имени К.Д. Бальмонта, — «От петербургской «Бродячей собаки» к шуйскому «Бродячему щенку». Написанная в соавторстве с Т.С. Петровой книга «Поэт открыт душою миру» о творчестве К.Д. Бальмонта в школе и совершенно уникальный «иЗУМительный выпуск», посвященный выпускникам школы 2020 года.

Светлана Юрьевна — лауреат и победитель самых престижных российских конкурсов. Перечень её наград и заслуг очень велик. В конце нашей беседы я абсолютно искренне, по-хорошему позавидовал её ученикам. Быть учеником, воспитанником такого Учителя от Бога — и большая удача, и большая честь.
Сегодня, 2 апреля, Светлана Юрьевна отмечает свой юбилей! Редакция газеты «Шуйское время» поздравляет Светлану Юрьевну и желает крепкого здоровья, вдохновения, творчества, успехов во всех начинаниях и благодарных учеников!

Олег НАЗАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.