Уважаемые читатели, мы продолжаем знакомить вас с Богородичными образами. На иконах Пресвятая Богородица предстает перед нами в разных обличьях — от юной девы до гордой матери, держащей на коленях Сына. Несмотря на строжайшие законы канонической иконографии, образы Приснодевы отличаются друг от друга даже в рамках одного извода (установленного канона). Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, самый горделивый и царственный образ Богоматери из всех существующих – икону «Державная».

История обретения святыни

Икона Богоматери «Державная» была обретена в очень нелегкое для России время и некоторым образом приняла на себя бремя земного царствования, когда российская монархия пала и вся страна умылась кровью. Но обо все по порядку. Здесь надо рассказать о подмосковной крестьянке Евдокии Андриановой, судьба которой оказалась тесно связанной с этим Богородичным образом.

Однажды Евдокии приснился чудесный сон, впоследствии оказавшийся судьбоносным. Ей явилась Богородица и повелела отправиться в Коломенское и отыскать икону, икона черная, но ее нужно сделать красной и выставить для молений. Долго думала крестьянка о значении сна, но все не решалась отправиться в путь, пока Богоматерь не пришла к ней еще раз, в образе восседающей на белоснежном престоле. Приснодева показала Евдокии и храм, где находится образ, который надлежит отыскать. Крестьянка помолилась и отправилась в Коломенское. Узрев храм Вознесения Господня, она обрадовалась: именно его она видела во сне. Она обратилась к настоятелю храма, отцу Николаю, с просьбой отыскать «черную» святыню. Настоятель со всей серьезностью отнесся к словам Евдокии и приказал обыскать храм. Икону нигде не обнаружили, пока кому-то не пришла в голову мысль заглянуть в подвал. Там и нашелся почерневший от времени, грязи и паутины образ Богоматери.

Это событие произошло 15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года. В этот день, вследствие Февральской революции, отрекся от престола российский государь Николай II. Монархия рухнула. Но главные потрясения были еще впереди…

Икону бережно очистили от пыли столетий и увидели строгий и скорбный лик Богородицы и Христа, восседающего на коленях у Пресвятой Матери. Иконе отслужили акафист, а весть о ее чудесном обретении разнеслась далеко за пределы Коломенского. Икону постарались восстановить, но сделали это несколько неумело: нижняя часть образа оказалась безнадежно испорченной. Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездия не последовало – как известно, Божия Матерь всемилостива. Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления. А крестьянка Евдокия ходила по домам прихожан и собирала деньги, чтобы заказать для святыни достойный ее драгоценный оклад. Однако Богородица остановила сбор средств: она снова явилась Евдокии с пророчеством. Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление. В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России. А она, в свою очередь, тайно переслала икону Божией Матери отрекшемуся Николаю II.

Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию. После гибели от рук террористов ее мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых. После Октябрьской революции княгиня, вместе с другими членами царской фамилии, была насильственно вывезена в Екатеринбург, а затем – в Алапаевск. Их ожидала страшная участь: люди были сброшены в шахту живыми. Шахту взорвали, забросали бревнами и засыпали землей. Свидетели этого зверства утверждали, что еще несколько дней из-под земли доносились стоны и слова молитв. А когда шахту вскрыли, вместе с телами была обнаружена и икона Божией Матери, исколотая штыками. Дальнейшие перемещения иконы неизвестны, но в итоге она попала в Государственный исторический музей, где и пребывала в запасниках все десятилетия безбожия, насажденного советской властью.

Где находится оригинал образа

В 90-х годах прошлого столетия вера в Бога в России постепенно начала возрождаться. Отстраивались храмы, увеличивалось количество прихожан, восставали из небытия, казалось бы, утраченные святыни. В 1990 году произошло знаковое событие: 27 июля образ Богородицы «Державная» был возвращен в Коломенское. Ныне он пребывает в церкви иконы Казанской Богоматери, возле правого клироса. Подлинность образа установлена независимой экспертизой. Вознесенский храм в Коломенском, где был обнаружен чудотворный образ, восстановлен и освящен, так что не исключено, что икона вернется на свое исконное место.

После объединения в мае 2007 года Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницы, знаменующего единство православных в России и за границей, Державная Божия Матерь совершила грандиозное мировое турне. Ее с огромным восторгом и почитанием встречали православные во всех странах мира, где она побывала.

Известные списки иконы

Ныне списки (копии) прославленной иконы имеются практически в каждом православном храме. Даже восстановление грандиозного храма Христа Спасителя в Москве началось со строительства часовни, освященной в честь Державной Божией Матери. Храмы, посвященные этому образу, есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России. На данный момент их число превышает восемь десятков. В столице есть несколько почитаемых списков Державной Богоматери. В качестве чудотворных более всего почитаются образы, пребывающие в храме Иоанна Воина на Якиманке и в Николо-Перервинском монастыре (ныне часть патриаршего подворья).
В Перервинскую обитель список попал из рук монахини Агнии. Она принесла икону, истекающую миро (освященным маслом), и передала священнослужителям. Образ мироточил более месяца, чему имеются документальные подтверждения. Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв!

Значение иконы «Державная»

Согласно исследованиям, Державная Пресвятая Богородица была написана примерно в конце XVIII столетия. Предполагается, что ее спасали от войны в 1812 году, и тогда поместили в подвал Вознесенского собора. Если бы не видение Евдокии, об иконе скорее всего никогда и не вспомнили. Образ Державной Богородицы написан в иконографическом типе «Панахранта», то есть изображает Божию Матерь в образе Царицы Небесной. Пожалуй, это самый царственный из всех изводов Богородицы: это читается как по выражению лица Богородицы, так и по ее одеянию. Вместо традиционного мафория (широкого плаща с капюшоном) на Богородице алая порфира (мантия) и корона над головой. Кровавый цвет одеяний – аллегория бедствий, обрушившихся на Русскую землю и сопровождавшихся большим количеством смертей.

В правой руке Божией Матери находится скипетр, в левой – держава, символ монаршей власти, но без традиционного креста, что нехарактерно для земной атрибутики русских самодержцев. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия, утраты веры и тяжких гонений, которые предстояло пережить православному миру во время красного террора. Лик Богоматери необычайно строг и серьезен, так как она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, ожидая от него покаяния.

На коленях матери, по центру, восседает младенец Иисус. Пальцы его правой руки сложены в традиционном благословении, однако другая рука указывает налево: там, по христианским верованиям, будут стоять грешники во время Страшного суда. Считается, что жест Спасителя предзнаменует наступление эпохи безбожия и попрания святынь. Однако он не отрекается от грешников: каждый раскаявшийся может пойти по пути Спасения.

Икона написана темными, тревожно-траурными красками на деревянной доске. Арочный верх, где находится изображение Саваофа, благословляющего Мать и Младенца, указывает на то, что это образ, предназначенный для храмового алтаря.
Перервинский список существенно отличается от первообраза. Он написан в более светлой и дарящей надежду палитре. Лицо Пресвятой Богородицы доброжелательно и умиротворенно, а на державе имеется традиционный крест.

Когда празднуется день иконы

День иконы «Державная» празднуется ежегодно, 15 марта, в день обретения. В это время совершаются крестные ходы, читаются красивейшие акафисты, тысячи прихожан съезжаются в храмы, чтобы поклониться державной и религиозной святыне. Наибольшее паломничество наблюдается, конечно, у первообраза, в храме Казанской Божией Матери. Кстати, там отмечают и местный праздник 27 июля, когда чудотворный образ был возвращен в Коломну.

В чем помогает «Державная»

Вседержавная икона – это символ единства всех русских земель. Несмотря на десятилетия гонений, сопровождавшихся осквернением святынь и потерей веры в Бога, Всемилостивая не оставляет наш народ и остается его верной защитницей. Ныне она является символом нашей государственности и стремления к духовности. Иконе молятся о самом сокровенном. Чаще всего ее просят об исцелении от физических и душевных болезней; о возвращении утерянного здоровья и быстром восстановлении после травм, операций и тяжелых зависимостей; о прекращении войн и восстановлении мира; о защите от недругов и завистников; о рождении, здоровье и благополучии детей. Считается, что Божия Матерь скорбит, видя наши грехи, ведь они умножают страдания ее Сына. Однако она как истинная мать терпеливо ждет, когда люди встанут на праведный путь и раскаются в содеянном.

Материал подготовила Анастасия Артемова. Фото из открытых источников в интернете

В следующих выпусках «Шуйского времени» мы расскажем о других иконах Богоматери, праздники которых приходятся на март.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.