Публикуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Уже более полутора лет в газете «Шуйское время» существует рубрика «Родной язык — русский», и почти полгода мы ведём просветительскую работу по русскому языку в рамках проекта с аналогичным названием при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. И если газетная рубрика охватывает людей разных возрастов и, смеем надеяться, интересна «и большим, и маленьким», то работа по проекту ведётся в основном в детских аудиториях. Журналисты совместно с учителями проводят в школах конкурсы сочинений о русском языке, организовывают выставки-конкурсы детских рисунков на тему русских пословиц, устаревших слов, тем самым стараясь привить ребятам любовь к родному языку и желание его изучать и грамотно писать и говорить. А вот каким видится процесс познания языка школьниками учителю-словеснику, какие факторы в настоящее время влияют на этот процесс? Я решила поговорить об этом с учителем Шуйской средней школы № 4 Н.П. Варзиной.

Н. П. Варзина окончила филологический факультет Ивановского государственного университета и всю свою трудовую жизнь занимается преподаванием: долгие годы работала преподавателем кафедры русского языка и методики обучения Шуйского филиала ИвГУ, имеет большой опыт подготовки преподавательских кадров для нашего региона, а в настоящее время Надежда Петровна ответственно и с вдохновением трудится в школе учителем русского языка и литературы.

Надежда Петровна, понятно, что школа за последние два десятка лет кардинально изменилась. Как чувствует себя в ней учитель-словесник?

— Школа XXI века давно работает по новым стандартам, программам, по новым учебникам. Изменилось буквально всё: методика обу­чения русскому языку, введены новые формы и стандарты оценивания итоговых и промежуточных знаний учащихся, изменилась отчётность, серьёзнейшим образом возросла нагрузка именно у словесников. Введение ОГЭ и ЕГЭ меняет в целом работу учителя и ученика. Так, в экзаменационных работах ОГЭ и ЕГЭ большая часть заданий выполняется в виде тестов, но, чтобы получить высокие баллы, ребята должны выполнить одно из заданий, которое принято называть сочинением. Однако сочинением в традиционном значении этот вид работы назвать сложно, поскольку для свободного изложения своего отношения к материалу школьнику предоставляется возможность лишь в небольшой структурной части всего текста, остальное пишется с помощью разработанных клише, штампов, которые предлагаются учащимся для использования данного материала при написании введения, заключения, для связи всех частей будущего текста. Таким образом, учащиеся должны овладеть умениями СОСТАВЛЯТЬ текст по определенной теме. Все заготовки можно найти в интернете, там же в свободном доступе находятся и готовые сочинения по предлагаемым текстам. Современному учителю-словеснику становится всё сложнее и сложнее решать задачу лингвистической грамотности.

А современные дети, например в наших шуйских школах, по сравнению с предыдущими поколениями, на Ваш взгляд, более грамотные или, напротив, несмотря на обилие информационных источников, доступность книг для чтения, испытывают трудности в освоении родного языка? Есть ли у ребят интерес к познанию языка?

– Вообще надо сказать, что дети во все времена разные, и сегодня есть немало учащихся, очень способных и желающих получить достойные знания. Но, понимаете, современным детям очень трудно стать грамотными: ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИНГВОСРЕДА, в которой они живут, и, конечно, особенно это ощутимо для ребят, живущих в провинции. В стране не стало общей для всех школьников культурной и языковой среды, которая просто необходима для воспитания правильной речевой деятельности у детей любого возраста. Речевой поток, который воспринимается из уст выступающих по радио, телевидению или из материалов журналистов, рекламодателей, имеет разнотипные ошибки. Сегодня это явление имеет опасную устойчивость. Более того, учителя-русисты находят немало ошибок в учебниках по русскому языку, в речи учителей-предметников, а также в речи родителей учащихся, а ведь у всех родителей в настоящее время обязательное среднее, как минимум, образование.

В нашем детстве безграмотных людей было много, но это не отражалось на процессе обучения и воспитания учащихся, потому что всюду (по радио, телевидению, в фильмах) речь была образцовая. Уж если человек имел высшее образование, то его речь для подростка была примером. Учитель мог сказать, что местоимение «ихний» характеризует человека как безграмотного. Но безграмотность в стране давно ликвидирована, однако сегодня «ихний», «красивЕе», «тортЫ», «позвОнишь» звучат не только в речи провинциалов, но и в речи молодых людей с высшим образованием, в речи приглашённых на телевидение и т. д. А рекламодатели могут убедить большую часть населения, например, в том, что правильно говорить «распродажа в Иваново». И это безответственно! Рекламодатели, на мой взгляд, просто обязаны при составлении текстов пользоваться законами РОДНОГО ЯЗЫКА! Я бы ввела штраф за неправильное использование средств государственного языка в коммерческих целях.

Таким образом, стал очевидным факт, что языковой среды, которая могла бы закрепить в сознании учащихся основные нормы речевой деятельности человека, данные учителем- словесником на уроках родного языка, просто нет.

То есть если ребенок живёт в столице или в большом городе, его окружает более, скажем так, благоприятная для его речевого развития лингвосреда, нежели школьника, проживающего в небольшом городке или в деревне?

– Да, конечно! В большом городе учащийся лучше представляет своё будущее, у него другая мотивация для обретения знаний. В крупных городах школьники заинтересованы в саморазвитии не меньше своих родителей. И родители, и дети посещают музеи, теат­ры, концерты классической музыки, книжные магазины… Эта культурная среда влияет на развитие речи подростка, на обогащение личного словаря. Я никогда не забуду, под каким впечатлением находилась от увиденного в Санкт-Петербурге: в театр дети идут самостоятельно по собственному желанию, они участвуют в просмотре спектакля, аплодируют актёрам и не бегут в раздевалку. Другой факт, сразивший меня, — это книжный магазин, который работает круглосуточно (!) И он не пустеет! Там много-много покупателей разных поколений, но не заметить юных читателей было просто невозможно! Я испытала от всего увиденного настоящую радость.

А вот, например, интернет. Как он влияет на речевую культуру детей и юношества?

— Интернет вошёл стремительно в жизнь всего общества и каждого человека в отдельности со всеми его грандиозными возможностями, которые должны были вызвать у школьников живой интерес к самообразованию, к получению дополнительных знаний по любимым предметам. Однако этого не произошло. Учащиеся стали использовать интернет-возможности иначе: извлекать готовый материал и выдавать его за свою работу; игры, которые там предлагаются бесплатно, увлекают учащихся и уводят их от тех задач, которые ставит перед ними школа и учитель. Драгоценное время, необходимое для выполнения уроков, тратится на всякие интернет-сообщества, игры и т.д. Чтение художественной литературы становится для учащихся утомительным и неинтересным, им легче все ответы найти в интернете и выдать за своё. Всё это приводит к тому, что лексикон (личный словарный запас) учащихся не пополняется. Подростковый жаргон перешёл в сферу онлайн-общения (чаты, смс-ки, мессенджеры) и закрепился в разговорной речи школьной молодёжи как норма. Интернет стал той средой, которая по-настоящему оказывает воздействие на сознание и на речевые умения учащихся. У школьников утрачиваются умения быть самостоятельным в написании творческих работ, в высказывании своего личного мнения о прочитанном, но ведь именно эти виды работ и могут определить меру и степень овладения ресурсами родного языка.

Печально как-то это все звучит. Где же выход? Что должно измениться и каким образом, чтобы дети полюбили словесность? Ведь, по сути, родной язык, литература, русская культура в целом — это наши корни, истоки, в этом наша самобытность и сила…

– Мы относимся к языку несерьёзно, потому что живём себе и живём и ждём лучшего. А ведь язык – показатель духовно-нравственного состояния общества и каждого человека в отдельности. Ограниченный запас слов не может сделать человека счастливым, но вполне может помочь ему стать завистливым и агрессивным. На мой взгляд, нужна цензура, которая не по политическим или ещё каким-то мотивам, могла бы штрафовать участников сообществ, блогеров и всех, кто работает на публику, на аудиторию, но допускает словесную брань, неуважительное использование средств родного языка в достижении своих личных корыстных целей.

Интересный и, на мой взгляд, не лишенный основания психологический «мостик» Вы перекидываете от словарного запаса человека к его личностным характеристикам. А вот с чем я как журналист не могу согласиться, так это с введением цензуры, даже во имя благородных целей борьбы с бранной лексикой. История нашей страны такова, что в былые времена ничем хорошим ограничение свободы слова не заканчивалось. А за употребление нецензурной лексики в общественных местах принят закон о штрафных санкциях (штраф от 500 до 1000 рублей – конечно, ничтожно мал! — и административный арест до 15 суток). К сожалению, закон, по сути, не работает. За чистоту родного языка приходится бороться иными методами, и наш с Вами разговор – лишь малый вклад в эту борьбу…

— Вот как родителей мы должны почитать, так и родной язык нам всем надо почитать!

Сегодня, кстати, очень трудно и родителям. Они находятся в той же интернет-воронке, и запретить себе это «удовольствие» хотя бы в присутствии детей, оказывается для них невозможным. А это драгоценное время, которое они могли бы использовать для общения с ребёнком, вместе обсудить какую-то тему, прочитать книгу, вместе делать одно дело и т. д. Всё это для многих и многих кажется нереальным! И получается, воспитание раньше сводилось к формуле: накормить – одеть, а сегодня эта формула сохранилась только потому, что родители стали больше увлекаться своими интересами. Но сегодня в отсутствии той среды, о которой мы говорили, надо забыть про себя и воспитывать ребёнка духовно. Глагол-то какой! «Питать» с возвышенной приставкой «вос-». Надеюсь, никто не думает, что речь идёт о желудке… Ребёнок должен знать о родителях всё: их интересы, любимого писателя, поэта, первую книгу, любимую книгу, любимый фильм, любимое место в городе (а это ведь родина ребёнка!), знать всё про дедушек, бабушек, про всех сродников… И вместе постараться как можно больше узнать из истории родного края и т. д.
Мне кажется, выход заключается в том, что нам нужно приучать детей любить книгу с самого раннего детства. КУЛЬТ КНИГИ И ЧТЕНИЯ СЕГОДНЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ. ОСОБЕННО СЕГОДНЯ!

Надежда Петровна, спасибо за интервью. Мы затронули злободневные проблемы, которые существуют в нашем обществе, школе, семье. Без их решения, действительно, невозможно воспитать человека, любящего родной язык и хорошо владеющего им. Думаю, сегодняшний разговор вызовет неравнодушные отклики у наших читателей, и мы продолжим его на станицах «Шуйского времени».

Интервью вела Людмила Ширышова

#фондкультурныхинициатив
#грантдлякреативныхкоманд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.