При поддержке президентского фонда культурных инициатив

После переговоров с президентом Франции Эммануэлем Макроном в Москве, темой которых были вопросы европейской безопасности и, в частности, дальнейшая судьба Минских соглашений, Владимир Путин выступил на пресс-конференции по итогам встречи.

Российский лидер обратил внимание, что украинские власти взяли курс на демонтаж Минских соглашений, и ответил президенту Украины Владимиру Зеленскому , который оказался недоволен Минскими соглашениями, хлесткой фразой: «Нравится, не нравится — терпи, моя красавица».

Понятно, что слова «о красавице» тут же разлетелись по просторам Интернета, вызвав чрезвычайно бурную реакцию как среди сторонников Путина, так и среди его оппонентов и критиков. Мы же в данной заметке поговорим о ставшей в одночасье знаменитой фразе с точки зрения русского языка.

Буквально сразу же в социальных сетях появились предположения, что это фраза из матерной песни группы «Красная плесень», хотя в песне, которую исполняет эта группа, данная фраза существует несколько в ином виде: «Нравится, не нравится — спи, моя красавица».

Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отреагировал на предположения журналистов и заявил, что Владимир Путин не знаком с творчеством группы «Красная плесень». «В свое время эта группа позаимствовала это из русского фольклора», — добавил Песков.

И все же откуда президент взял фразу «про красавицу»? В сети удалось найти интересное интервью с социальным антропологом, фольклористом, руководителем исследовательской группы «Мониторинг современного фольклора» РАНХиГС Александрой Архиповой.

«Путин действительно взял это из фольклора», — подтвердила Архипова. Она рассказала, что речь идет о матерной частушке, которая существовала в 50-е — 70-е годы прошлого века. А именно на эти годы пришлось ленинградское дворовое детство и молодость нашего президента, поэтому Путин вполне мог ее знать. Эта своеобразная брутальная частушка относится к мужским, дворовым анекдотам с непристойным содержанием, которые именно мужчины рассказывали во время застолья, отметила антрополог. С того времени, как считает Александра Архипова, культура мужских анекдотов изменилась.

У меня нередко возникает вопрос, когда слушаю президента. Речь Владимира Владимировича грамотная, литературная — сказывается и достойное образование, и общая культура, и большой опыт руководящей работы, публичных выступлений. Почему же тогда в ней время от времени проскальзывают выражения типа «мочить в сортире», «сапоги всмятку» (об этом случае я как-то писала в одном из выпусков «Родной язык — русский») и, наконец, «Нравится, не нравится – терпи, моя красавица»? Неужели наш всегда владеющий собой президент не смог удержаться от эмоций и вспомнил вдруг довольно фривольное выражение из далекой молодости? Думаю, что вспомнил далеко не «вдруг», а совершенно намеренно. Видимо, таким образом он хотел показать, что близок к простому народу, выходец из него и может говорить на понятном народу языке, использовать разговорную и неформальную лексику, которая где-то еще в глубинах народной памяти сохраняется.

Ну, а в самом деле, если бы не было этих, ставших уже «крылатыми», выражений, вызывали ли бы речи президента такой взрывной отклик у россиян и не только? Вряд ли. Вот и в данном случае, наверное, какой-нибудь дядя Ваня в далекой глухой деревеньке, услышав «Нравится, не нравится – терпи, моя красавица», удовлетворенно хмыкнул: «Наш человек!»

Рубрику ведет Анастасия Артемова. Фото из открытых источников в Интернете

#фондкультурныхинициатив
#грантдлякреативныхкоманд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.