При поддержке президентского фонда культурных инициатив

Кто из вас, уважаемые читатели, не вздохнул с ностальгией, прочитав эти слова, не вспомнил свое безоблачное детство и юность, не пробежался мысленно по «тихим школьным этажам», где «прожито и понято немало»? А откуда в нашем языке появились эти слова, обозначающие названия учебных заведений?

Слово «школа», утверждают авторы сайта virtualacademy.ru , пришло к нам из Древней Греции, где «схолэ» значило «приятное времяпровождение». Это понятие подразумевало не абсолютное бездействие, а умные и поучительные беседы, которыми издавна славились греческие философы. С течением времени эти мудрецы и мыслители обзаводились постоянными учениками, а «школа» стала ассоциироваться с учебным процессом, а позже и с приспособ­ленным под учебу помещением.

Школы древних шумеров назывались «Домами табличек», в них учили письменности, сочинению стихов, написанию музыки, азам астрономии, алгебре и другим наукам.

В школах Египта требовали знания более 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.

В древних школах учились только мальчики, для девочек обучение было возможно лишь дома.

Слово «гимназия», как и «школа», зародилось в Древней Греции. Там оно первоначально значило «место для гимнастических упражнений». Считалось, что идеальному гражданину полагается быть развитым не только интеллектуально, но и физически. Во всем, как известно, греки стремились соблюсти идеал меры, а это означало, что и ум, и тело человека в одинаковой степени должны быть совершенными. Именно для этого был устроен гимнасий — площадка для физических упражнений. Само это слово буквально означает «голый, обнаженный».

Действительно, юноши занимались спортом без одежды.

Предполагается, что этот обычай появился после 32-й Олимпиады, когда один из участников соревнований сумел первым добежать до финиша благодаря тому, что с него слетела набедренная повязка.
В гимназиях обучающиеся фехтовали, бились на кулаках, охотились верхом. Позднее функции этих заведений значительно расширились: здесь изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика, литература, политика, математика; проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.

Девочек в гимназии, как и в школы, не принимали.

Гимназии менялись с течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном европейских, — центрами изучения творений античных авторов. Начиная с 19 века, в гимназиях стали обучаться и девочки.
История слова «лицей» также берет начало в Древней Греции. На самом краю древних Афин возле храма Апполона Ликейского великий философ Аристотель основал школу, получившую название Ликей в честь рядом стоящего храма. В переводе с гревнегреческого Ликейский – это «истребитель волков». В школе Аристотеля некоторые занятия, в частности философские беседы, было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада. Школа прославила себя в веках, и с тех пор значимым учебным заведениям во многих странах присваивали статус лицея.
В России лицеи появились в 19 веке, это был средний – между университетом и гимназией – формат учебного заведения. Термин имел буквальное значение «гимназия высших наук».

В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, в котором учился юный Александр Пушкин.
А в чем же отличие современных российских школ от гимназий и лицеев? Если кратко, то в качестве получаемого образования. Школа – это учебная организация, в которой ученики получают общее образование. Для школ характерно неукоснительное следование федеральным госстандартам, в программах нет ничего сверх государственных требований. В целом, можно сказать, что школа рассчитана на среднего обучающегося. Больших результатов школьник может достигнуть, если сам того пожелает – будет более тщательно изучать тот или иной предмет, наймет репетиторов и т.д. Гимназия – это уже элитное учебное заведение, где многие предметы изучаются углубленно. Именно в гимназиях упор делается на гуманитарные дисциплины. Ученики зачастую изучают несколько иностранных языков. В программах возможны отклонения в сторону углубления и усложнения от госстандартов. Лицей, как и гимназия, является престижной образовательной организацией. Направленность таких заведений преимущественно математико-техническая. Часто лицеи создаются на базе определенных вузов, что дает их ученикам больше шансов на поступление в них. В преподавательском составе лицеев часто присутствуют университетские профессора. Конечно, все это влияет на качество образования.

Рубрику ведет Анастасия Артемова. Фото из открытых источников в Интернете

#фондкультурныхинициатив
#грантдлякреативныхкоманд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.