О Татьяне Сергеевне Петровой и ее творчестве

Вспоминаю, как ровно год назад, 30 января 2021-го, в «Шуйском времени» вышло мое интервью с Т.С. Петровой о книге детских стихов «Пошли гулять!» рано ушедшей Тани Калининой, изданием которой занималась Татьяна Сергеевна – отбирала в дневниковых записях еще неизданные стихи, набирала текст на компьютере, редактировала, собирала стихи в книжечку, договаривалась с художником и издательством, с помощью друзей Т.Калининой искала деньги на издание книжки. И все это совершенно бесплатно, бескорыстно! Меня поразило тогда, что она позвонила и попросила: «Пожалуйста, не выкидывайте в конце интервью мои слова «Слава Богу за все!» Это для меня очень важно».

И в этом – вся Татьяна Сергеевна! Невыносимо больно до сих пор, спустя полгода после ее ухода, и даже странно как-то говорить о Татьяне Сергеевне в прошедшем времени, знать, что уже никогда не услышишь в трубке телефона ее теплый, настраивающий на доброе общение голос, не увидишь ее где-нибудь на улице, неизменно спешащую, но крепко держащую в своей руке маленькую ладошку внучки-тезки Тани, и открыто, светло улыбающуюся тебе навстречу…
Она жила по божьим заповедям и в соответствии со своими внутренними законами Человека: уйдя на пенсию с преподавательской работы в институте, помогала дочери и принимала деятельное участие в жизни и воспитании семерых внуков. И, несмотря на то, что в этих каждодневных трудах и заботах о внуках времени свободного почти не оставалось, все же, жертвуя своим отдыхом и интересами, находила возможность вот для таких добрых дел, как издание красочной и жизнеутверждающей книги детских стихов, которую, она верила, с восторгом возьмут в руки и будут читать шуйские мальчишки и девчонки…

Листаю сейчас выпуски сборников «Шуя литературная» разных лет. В редакционную коллегию каждого сборника непременно входила Татьяна Сергеевна, и это опять же была очень большая редакторская и издательская, протяженная во времени, никак не оплачиваемая работа! Но это было, как считала Татьяна Сергеевна, ее человеческим долгом перед талантливыми земляками. А в конце этих сборников, в рубрике «Наши гости – преподаватели Шуйского филиала ИвГУ», можно найти одно-два стихотворения самой Татьяны Сергеевны. Человек интеллигентный, деликатнейший, совестливый, таких, к сожалению, сейчас остается все меньше и меньше, она старалась не привлекать большого внимания к своей, как она считала, скромной персоне.

У вас, уважаемые читатели «Шуйского времени», сегодня есть счастливая возможность ознакомиться с творчеством Татьяны Сергеевны Петровой – ее стихами и сказками для детей, которые она писала для своих внуков. И лирика, и сказки пронизаны и притягивают светом и добром – такой была душа Татьяны Сергеевны.

Людмила Ширышова

Из лирики

Автопортрет

Ни зим, ни вёсен не считая,
Живу – из радости в слезу.
Младенца милого ласкаю,
Привычно саночки везу.
Нам улыбаются соседи,
Кивают весело друзья.
Мы всё быстрее едем, едем…
Но неужели это я?

Из цикла «Трилистник осенний»

Счастливый день,
свободный от отчётов,
От дурноты экзаменов,
от книг,
От консультаций к госам,
от зачетов –
От тягот всех,
к которым так привык, —
Как к бремени
спасительных вериг…

Счастливый день –
будильник не мешает
Досматривать
многосерийный сон,
В котором кто-то
лекцию читает,
А кто-то, сидя у окна,
мечтает,
Куда сбежит
с последней пары он,
Поскольку молод,
весел и влюблён…

Счастливый день.
Для вечности – мгновенье.
Возможно ли его остановить,
Догнать, опередить –
иль отменить?
Но ощутить
его прикосновенье,
Как свет,
как воздух,
как стихотворенье,
Как дух и плоть в божественном стеченье…
И Господа за всё благодарить!
* * *

Не вечны наши города.
В нас память, замирая, бродит
О том, что было – и уходит,
Уходит с ними навсегда.

Уходит с ними в никуда,
И мы стоим осиротело
Над тем, что было – и истлело,
Что не вернётся никогда.
* * *

Улетаем мы, улетаем…
Словно книгу назад листаем.
Машут крыльями нам страницы –
Расставания, встречи, лица…
Улетаем мы. До свиданья!
Помашите нам – на прощанье.

Тихая мелодия

Сквозь тихий снегопад
Мне саночки поют,
Что нет тоски, утрат,
А есть любовь и труд.
И в снежной тишине
Плывем мы не спеша,
И тихо, как во сне,
В нас теплится душа.
Сквозь снежное крыло
Мерцает белый свет –
И на душе светло,
И тает ночи след.
… Сквозь снежные поля,
Сквозь глушь зимы и страх…
Когда в снегу земля,
Душа – на небесах.

Зимняя сказка

Однажды принцессы горошинки выкатились из своего домика поглядеть на белый свет – и зажмурились: до того он был ослепительно белый!

— Что это? – спросила самая маленькая горошинка. – Что стало с нашим гороховым царством? И почему здесь так холодно?

— Это снег выпал, — объяснила средняя принцесса. – Зима пришла, все овраги занесла. Будем с гор кататься!

— С гор зимой кататься опасно, — сказала старшая горошинка. – Можно так закатиться в снег, что и не выберешься. А весной вместо тебя молодой росточек гороха из земли появится.

— Как интересно, как замечательно! – запрыгала младшая горошинка. – Мне очень хотелось бы стать маленьким росточком!

— Глупая, — ответила ей старшая сестра. – На нём появятся совсем другие горошинки, а от тебя только и останется, что тонкий стебелёк.

— Ну и пусть, — упрямилась младшая. – Всё равно хочу…

Так рассуждая, оказались принцессы на берегу ручья – того самого, по которому ещё недавно путешествовали они в дальние страны. Сейчас ручей никуда не бежал: скованный льдом, сделался он гладкой белой дорогой, и не было этой дороге ни конца, ни края. А берега превратились в крутые сверкающие горы, и казалось, вся окрестная детвора сбежалась к ручью – звон стоял в воздухе от мороза и детских голосов.

— Вот видите, — сказала младшая горошинка. – Все катаются, а нам что – нельзя?


— Не забывай: ты всего лишь маленькая горошинка, не по тебе такая высокая снежная гора!

— Ну миленькие, ну пожалуйста, — взмолилась младшая принцесса, — ничего плохого не случится. У нас даже имена похожи: горошинка – гора, гора – и горошинка. Мы почти сёстры!

— Мне, признаться, тоже хочется хоть разочек скатиться с горки, — сдалась средняя сестра. – Ну что в этом такого? Мы ведь втроём, если что не так – друг друга выручим.

— Выручим, выручим! – стали они обе теребить старшую. – Прокатимся и посмотрим, кто дальше всех окажется!

— Вот вы как! – воскликнула старшая принцесса. – Ну-ка, становитесь в ряд! Раз, два, три!

И три горошинки покатились с крутого берега к ледяному ручью. Мигом превратились они в три снежных шара: маленький, побольше и самый большой – и остановились у ледовой кромки.

— Смотрите, какие отличные шары! – закричали ребята, игравшие в снежки. – Готовая снежная баба!

Дети соединили большой и средний шар – вот и туловище; из маленького шара сделали голову; в неё воткнули веточку вместо носа, вылепили глаза и улыбающийся рот. Весёлый снеговик получился!

А мороз-то ночью не дремлет, землю сильнее студит – всё-таки зима…

Напрасно ждали сестёр принцессы, оставшиеся в гороховом домике. Утром отправились они по следам пропавших горошинок. Вот здесь сестрицы втроём катились, здесь останавливались – видимо, что-то обсуждая, а здесь… здесь следы устремляются под гору, и каждый становится все шире и шире…

Стоят следопыты у ручья и видят: возвышается огромный снеговик, из трёх шаров слепленный. Подошли поближе: в каждом шаре дырочка, как пещерка маленькая. А в каждой пещерке – горошинка, синяя, продрогшая, норку свою дыханием обогревает – жить старается!

Обрадовались сёстры, помогли пленницам из снеговика выбраться, посадили в сани, сделанные из половинки стручка, и домой помчали: настоем горького перца растирать, горячим чаем с малиновым вареньем поить, за стойкость и находчивость хвалить.

Тут и сказке конец. А кто картинки нарисует – большой молодец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.