Они – персонажи народных сказок и преданий, герои юмористических миниатюр и просто знакомые и незнакомые люди, которых автор этого волшебства в разные годы жизни встречал на своём пути, — живут в этом маленьком доме везде. На полках вдоль стен, на столах, в серванте и среди книг, на кухне и в крошечной прихожей. Они смотрят на вошедшего в дом. Одни – строго, даже сурово, другие – с лукавой усмешкой и, иногда кажется, тихонько, шёпотом, переговариваются у тебя за спиной. Впрочем, это не кажется. Это ощущение вполне материально, стоит лишь встретиться взглядом с словно пришедшими из глубины веков деревянными идолами наших предков, язычников-славян, или с героем карело-финского эпоса «Калевала» мудрым Вяйнямёйненом, укрощающим звуками своего волшебного кантеле буйство злой ведьмы Лоухи. А напротив – весёлое восточное застолье по случаю чьей-то свадьбы. Счастливые, хотя и слегка утомленные приемом хозяева встречают гостей, приехавших с подарками – коврами, кувшинами с густым, сладким, ароматным узбекским вином и подносами, полными фруктов, а кто-то из гостей, сильно «уставший» за праздничным столом, уже собирается домой, с трудом держась на ногах и полагаясь лишь на то, что верный ишак найдёт дорогу сам…
Волшебник, под чьими руками простые берёзовые, липовые или яблоневые чурочки превращаются в сказочных героев, населяющих дом, он же хозяин этого дома, много лет прожил в Узбекистане, поэтому восточные мотивы составляют отдельную, но не самую большую часть в его творчестве.

Мы разговариваем в небольшой комнате, где, кроме нас, никого нет, но меня не покидает чувство, что рядом с нами постоянно кто-то присутствует. Заглядывает через плечо, пытаясь рассмотреть, что я записываю, пристально всматривается, словно желая понять, что я за человек и зачем пришёл.

Поднимаю глаза и встречаюсь взглядом с изрядно подгулявшим весёлым францисканским монахом — просто копией Горанфло из «Графини де Монсоро». Он призывно поднимает наполненный вином кубок, приглашая присоединиться к весёлой трапезе. А рядом с ним бредущие с рыбалки уставшие, но довольные рыбаки, чуть поодаль – двое охотников, оживлённо спорящих о чём-то. У меня над головой на стене вытянул шею токующий глухарь, а прямо передо мной, на столе, словно только что вышедшая из воды наяда – так и кажется, что холодные капельки воды ещё стекают по её смуглому телу…

С Михаилом Марычевым мы познакомились несколько лет назад на вернисаже памяти Л.К. Невинского, а сегодня он пригласил меня в гости, чтобы показать свои новые работы. Михаил – коренной шуянин. Здесь он родился, здесь учился в шуйском индустриальном техникуме. А почему же восток занимает такое большое место в творчестве?

– Длинная история, – улыбается Михаил. – В техникуме мне повезло быть учеником замечательного человека и прекрасного учителя – Льва Константиновича Невинского. К тому времени резьба по дереву стала главным увлечением, хотя я мечтал стать художником. После окончания техникума служил в армии, а после армии, вернувшись домой, с помощью Льва Константиновича подготовился к экзаменам и поступил в Ленинградское реставрационное училище № 61. Окончить его мне помешал случай на экзамене, определивший всю мою дальнейшую жизнь. Однажды, оценивая мою зачётную работу, один из преподавателей сказал мне буквально следующее: «Знаете, молодой человек, художник из вас если и получится, то только так себе, средненький, звёзд вы с неба в этом деле не хватаете, а вот резьба – это ваше!» Эти слова стали для меня напутствием во взрослую жизнь. После такого отзыва оставил учёбу, и с тех пор резьба по дереву стала и творчеством, и любимой профессией. Что же касается образования, то весь багаж знаний, которыми владею, получил сам, исключительно путём самообразования.

В 1984 году в моей жизни произошло знаковое для меня событие – в клубе «Павловский» при Шуйской ткацко-отделочной фабрике была открыта моя первая авторская выставка. Много их было с тех пор, но первая помнится буквально до мелочей. Тогда же мне предложили вести изостудию при клубе. А три года спустя в 1987 году я уехал жить и работать в Узбекистан, в город Заравшан, где и прожил с семьёй больше пятнадцати лет. Сейчас трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая жизнь, если бы не распад Советского Союза. Жить в Узбекистане нам нравилось. Прекрасная природа, мягкий климат, изобилие фруктов, добрые, очень сердечные и гостеприимные люди – всё было прекрасно… Но в начале двухтысячных всё изменилось.

Бывшая Узбекская ССР стала независимым государством, зарубежъем, резко изменилось и отношение к русским, особенно среди молодёжи. Одним словом, пришла пора собираться домой, на родину. Вернулись в 2003 году. И столкнулись с тем, что здесь нас никто не ждёт, никому мы не нужны. Почти три года мы были изгоями, лицами без гражданства, несмотря на то, что здесь родились и выросли, что жили в своём, родительском доме. Про эти три года и вспоминать не хочется. Если бы не помощь и поддержка друзей, не знаю, как бы мы пережили это трудное время. Ведь на работу было не устроиться. Случалось, по целым неделям не было денег даже на хлеб… Ну, в конце концов получили российские паспорта, и стало намного легче. Смогли устроиться на работу. Какое-то время работал учителем по трудовому воспитанию в детском отделении Шуйского комплексного центра, столяром, плотником, резчиком. Но всегда считал и считаю главной своей работой – резьбу.

Мой вопрос: сколько работ сделано за эти годы — заставил Михаила ненадолго задуматься.

– Не считал, но, думаю, несколько тысяч. Это панно и миниатюры, различные фигуры и композиции, элементы декора, детали мебели. Очень много моих работ находится в частных коллекциях, в экспозициях музеев России, а также зарубежных. Мы с женой постоянные участники всех ярмарок, фестивалей народного творчества, дней городов. Всегда участвую в традиционном межрегиональном творческом конкурсе памяти моего учителя Л.К. Невинского. Неоднократно награждался призами и дипломами конкурса.

Восемь лет назад в жизни Михаила произошло ещё одно знаковое событие. Тогда, в 2014 году, он в составе делегации Ивановской области участвовал в XII Всероссийском конкурсе мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая», который проходил в городе Чебоксары.

В номинации «Резьба по дереву» работы мастера из Шуи Михаила Марычева были признаны лучшими. Он получил Диплом первой степени Всероссийского конкурса и почётное звание «Народный мастер».

Наша встреча закончилась. Я уходил, и весёлый и, наверное, чуточку хмельной плотник в шапке, съехавшей на одно ухо, помахал мне рукой. А о том, что я побывал в самой настоящей сказке, мне каждое утро напоминает подаренный Михаилом талисман – стоящий на рабочем столе мужичок-лесовичок, хитро выглядывающий из-под шляпки гриба боровика…

Олег НАЗАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.