Почти кончился ноябрь. Впереди декабрь… Еще немного, и Новый год, Рождество, праздник радости и света. Ожидание новогодних праздников – всегда предвкушение чуда, подарков, хороших перемен… Магазины в эти дни полны веселой суетой, мы ждем встречи с родными и друзьями, которые непременно придут в наш дом в гости, и мы будем поздравлять их, угощать самыми вкусными блюдами. И вот посреди этого веселья Церковь из года в год говорит нам, что время перед Рождеством – не для гуляний и беззаботного времяпрепровождения, а … для поста.

Православные верующие готовятся к посту, который начнется завтра, в воскресенье 28 ноября. А завершится пост накануне Рождества Христова, 6 января, отсюда и его название — Рождественский. А сегодня – заговенье, последний непостный день перед Рождественским постом. Обычно заговенье приходится на день памяти апостола Филиппа – 27 ноября. Именно поэтому этот пост также еще называют Филипповым, или в просторечии – Филипповки.

В чем смысл поста?

На протяжении веков в Церкви сформировалась очень интересная практика – самые важные дни церковного календаря (церковные праздники) так или иначе предваряются постом. Не является исключением и Рождество – этому празднику предшествует сорокадневный пост, который в православии начинается 28 ноября и заканчивается Сочельником.

По мнению Церкви, пост (в том числе и Рождественский) – понятие многогранное. С одной стороны, это время повышенного внимания человека к своему внутреннему миру, время исправления и очищения, время того, что в христианстве называется покаянием. С другой стороны, это период подготовки к чему-то очень важному. В Библии можно найти много примеров того, как к судьбоносным и решающим событиям в своей жизни люди готовились через самоограничение в еде и веселье, через особое внимание к молитве. И, наконец, третий аспект поста – это жертва Богу. Она может иметь разные формы. Например, ограничить себя в развлечениях, активно заниматься благотворительностью, помогать тем, кто нуждается в помощи. Иными словами, жертва предполагает, что мы ущемляем себя в чем-то, а освободившиеся ресурсы направляем не на удовлетворение своих запросов, а отдаем их Богу и другим людям.

Взгляд в глубину истории

По времени возникновения Рождественский пост – один из самых древних. Он восходит к первым векам христианства – о нем было известно уже в начале IV столетия. Так, например, о его существовании упоминают святитель Амвросий (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (скончался в 430 году). А Римский епископ Лев Первый (скончался в 461 году) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.

В древние времена Рождественский пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так – днем явления Бога в мир – называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который называют Богоявлением сегодня (то есть Крещение Господне), присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.

Первоначально Рождественский пост не был таким протяженным, как сейчас: у одних христиан он длился семь дней, у других – несколько больше. Держать пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по поводу длительности Рождественского поста: четкого правила по этому поводу нет, признал он, однако «понуждаемся …. последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября (28 ноября по новому стилю)».

Особенности поста

Во все дни Рождественского поста церковный Устав предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая – 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье – рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно – в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду и пятницу попадает праздник, как, например, в этом году Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря (это как раз среда), то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднества Рождества (2-6 января) рыба разрешается только в субботу и в воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни непосредственно перед Рождеством пост самый строгий: рыбу нельзя есть вообще, пища с маслом – только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 5 января до вечера 6 января) существует традиция вообще не есть до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами.
Однако нужно учитывать, что все эти ограничения – строгий монастырский устав. Миряне, как правило, постятся не так строго, как монахи, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от жизненных обстоятельств.

Церковь считает, что многие люди, не очень хорошо знакомые с духовной сущностью христианства, воспринимают пост только лишь как воздержание от чревоугодия, как отказ от мясных продуктов. Однако если не есть мяса, но при этом не бороться со своими страстями, то пост превратится в простую диету. Польза для души от него будет равна нулю.

Преодолеть себя

Иногда кажется, учит Церковь, что радость и пост – понятия несовместимые. Но это не так. Наоборот, когда человек начинает внимательно относиться к своему внутреннему миру, его душа становится светлее, а жизнь – более осмысленной.

Человеческое тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни — молитве, размышлениях о Христе, Его заповедях. Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю – Богу.

В христианской литературе можно найти упоминания о том, что Иисус Христос тоже держал пост. Например, в Евангелии от Матфея рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей. Столько же до этого постились и Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог ему дал десять заповедей; и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом. Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить дьявол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Христос, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост – лучшее оружие против искусителя, и подготовился к своему служению в мире.

Церковь учит, что, преодолевая свои большие и мелкие страсти, мы сможем почувствовать радость от победы над ними. И, действительно, не нагрубить в транспорте, простить того, кто нас обидел, промолчать, если нас провоцируют на ссору, – разве не испытываем мы радость в тот момент, когда преодолеваем себя? Во время поста человек призван измениться качественно.

Радость встречис Христом

На страницах православного журнала «Фома» проводится мысль о том, что Рождественский пост приближает человека к Христу: «Радость Рождества и поста, который ведет к нему, – это радость встречи с Христом. Рождество открывает одну из самых главных истин христианства – истину о том, что Бог, Творец вселенной, ради спасения человека стал одним из нас. Ради победы над смертью Он пришел в наш мир. То, о чем мечтали многие поколения людей, наконец свершилось в Вифлеемской пещере.

Рождественский пост (Филиппов пост) – как бы ни назывался период перед Рождеством, он подготавливает нас к принятию очень важной истины – благой вести о Воплощении Бога. И если бы этого не произошло, если бы Рождество было рождением простого человека либо красивой легендой, то не было бы ни Воскресения, ни победы над смертью, ни самой Церкви как Тела Христова. Наконец, самое главное: если бы не было Рождества, то не было бы и нашего спасения! Ведь оно свершилось не только на Голгофе или в Гефсиманском саду. Дело нашего спасения от смерти уже началось, когда в убогой пещере на окраине Вифлеема родился Христос. И именно Ему навстречу идет человек на протяжении всего Рождественского поста».

Материал подготовила Анастасия Артемова по материалам интернет-сайтов.
Фото из открытых источников в Интернете

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.