В каждом православном храме есть несколько Богородичных образов (икон), где Богородица предстает перед нами в различных ипостасях – радостной Девой, услышавшей Благую Весть, или умиленной Матерью с Божественным сыном, или величавой Царицей Небесной.
В одном из прошлых номеров газеты «Шуйское время» мы рассказали читателям об иконе Казанской Божьей Матери, праздник которой отмечался 4 ноября и совпал с государственным праздником — Днем народного единства. А сегодня расскажем о других иконах Богородицы, имеющих для православных не менее важное значение и так же, как и Казанская Божья Матерь, глубоко почитаемых.

Икона «Всех скорбящих Радость»

Праздник этой иконы отмечается 6 ноября (24 октября по старому стилю). Икона «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская икона) получила имя по строчке одной из церковных стихир (песнопений), посвященных Божьей Матери. Несмотря на столь впечатляющее название и богословский сюжет, она лишь чудом избежала уничтожения. А причина в том, что образы такого иконографического типа появились на Руси в 17 столетии. Это было весьма сложное и неоднозначное время в истории Русской православной церкви. Вследствие реформы патриарха Никона в церкви образовался раскол, что привело к появлению старообрядчества.

Святыни, не соответствовавшие новым церковным веяниям, нещадно уничтожались. Не избежали этой участи и иконы, не укладывавшиеся в официальный канон. Патриарх Никон лично повелел уничтожить иконы так называемого фряжского письма.

Фряжское письмо – это иконографическая манера, пришедшая на Русь с Запада. Она характеризуется повышенным вниманием к фоновым изображениям, их излишней детализацией. По мнению официальной церкви, это отвлекает внимание от основных ликов.

Первым из икон «Всех скорбящих Радость» прославился образ, написанный Иваном Безминым в 1683 году. Это далеко не первая икона такого типа: так писали Богородицу и до Безмина, но без окружения в виде второстепенных фигур.

Иван Безмин не был ни монахом, ни богословом: он был художником и не соблюдал никаких требований, предъявляемых церковью к самому процессу написания икон. А учителем его был итальянский живописец Даниил Вухтерс, приглашенный в Россию и работавший при Оружейной палате.

Поэтому икона Безмина написана явно под влиянием западной художественной школы того времени. И даже сюжет образа позаимствован оттуда: по сути, это версия популярного в то время католического сюжета «Мадонна во славе» в православном прочтении.
Икона была написана в 1683 году на заказ для Спасо-Преображенской церкви в Москве на Ордынке, а уже в 1687 г. прошел Большой Московский Собор, запретивший изображения подобного типа. Их попросту перестали считать святынями и стали повсеместно уничтожать.

Так бы и сгинуть иконе, если бы не чудо, произошедшее в 1688 году. Некая Евфимия Папина умирала от тяжелого недуга (в церковных источниках – от «язвы на боку»). Но во сне-полубреду она услышала голос, повелевший ей обратиться за исцелением к образу Божьей Матери. Причем голос назвал имя иконы, храм, где она пребывает, и способ получения исцеления.

Нашли священника из церкви на Ордынке, он явился на дом к болящей вместе с названным образом и отслужил молебен. Евфимия исцелилась!

Быть может, этот случай и не получил бы широкой огласки и не сказался на дальнейшей судьбе образа, если бы не маленькая деталь. Евфимия Папина была родной сестрой патриарха Иоакима! Благодаря ему весть о чудотворной иконе разнеслась по всей России.
Достигла она и ушей царского семейства, поэтому в начале 18 столетия образ (а по другим источникам – список, то есть копия) был вывезен из Москвы царевной Натальей, сестрой Петра Великого.
Икона пребывала в домашнем храме царевны (церкви Воскресения Христова), впоследствии ставшем приходским. А еще позже, после перестройки, эта церковь была освящена в честь Скорбященской иконы.

Икона практически сразу получила роскошную ризу, украшенную драгоценностями царевны и религиозными реликвиями. Она меняла «одеяния» еще, как минимум, дважды, причем одно было богаче другого. На изготовление оклада 1858 года ушло почти семь килограммов золота и сотни драгоценных камней.

Известно, что Петербургскую Скорбященскую икону почитали все члены монаршей фамилии, что привлекало внимание и представителей более низких сословий. Ей молились перед сражениями, а во время эпидемии оспы в царствование Екатерины Великой «Всех скорбящих Радость» стала эпицентром молений всего населения российской столицы. Императрица глубоко почитала этот образ. Она была просвещенной самодержицей, поэтому сделала прививку от оспы и себе, и наследнику престола. А перед этим Екатерина отстояла молебен у Скорбященской иконы.

Невероятно, но в дореволюционное время с этой неканонической иконы было снято множество списков, которые впоследствии стали почитаемыми, а некоторые из них – и чудотворными. Большинство, к сожалению, утрачено.

Но тем не менее чудотворные списки Скорбященской иконы есть во многих церквях при московских больницах, в Тамбове, Ярославле, Твери, Вологде, других российских городах. Ведь душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл – упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление».

Икона Богородицы «Взыграние младенца»

Праздник этой иконы Русская православная церковь празднует 20 ноября (по новому стилю). Именно в этот день в 1795 году произошло чудесное обретение иконы в подмосковной деревне Гремячево, близ Николо-Угрешского монастыря.

У монастыря – своя удивительная история. По преданию, когда Князь Дмитрий Донской отправлялся на Куликово поле, чтобы сразиться с врагами, он неожиданно увидел на дереве икону Николая Чудотворца, неизвестно как оказавшуюся там. Для князя это явилось знаком Господнего благословения на битву, и он воскликнул: «Сия вся угреша (согрела) сердце мое!» Дмитрий Донской дал обет построить на этом месте монастырь, если битва окончится победой.

А через несколько столетий рядом с монастырем была обретена чудотворная икона Божьей Матери «Взыграние младенца», Она отличается от всех других изображений Богородицы и Ее Сына. На иконе младенец Иисус играет со своей мамой, как обычный ребенок, ластится к ней. В этот момент на лице у каждой матери невольно появляется улыбка, но на лике Богоматери ее нет – лик Марии исполнен смирения перед Божьей волей и печали, ведь Она знает, какая трагическая судьба уготована Ее младенцу. Он же пока ни о чем не подозревает, лишь в руке у Него свиток с молитвой. На этой иконе как нельзя лучше показана человеческая ипостась Богомладенца, а божественную Ему предстоит явить лишь в конце земного пути.

В том, что икона чудотворная, смогли убедиться многие бездетные семьи в самой деревне и в ее окрестностях: после страстных молитв перед иконой они обрели долгожданного ребенка. Вскоре молва о чудотворных свойствах Угрешской иконы Божьей Матери «Взыграние» широко распространилась, и с тех пор поток паломников и паломниц, мечтающих о детях, не иссякал. Значение этой иконы, как считается в православном мире, невозможно переоценить: она вернула сотням и тысячам женщин самое главное – счастье материнства. Молитва перед этой иконой поможет также уладить семейные конфликты, вновь обрести близкие, гармоничные отношения между супругами.

Икона Божьей Матери «Скоропослушница»

Праздник этой иконы Церковь отмечает 22 ноября (по новому стилю). Считается, что «Скоропослушница» на Руси — всего лишь список с иконы Божьей Матери, находящейся в Египте, в Александрии. Написан образ примерно в 10 веке. А первое чудо этот лик явил в середине 17 века.
По преданию, в 1664 году в Дохиарской обители на Афоне нес службу монах по имени Нил. Каждый вечер, исполняя свои служебные обязанности, он ходил в трапезную, используя зажженную лучину как подсветку для дороги. А над самым входом в трапезную располагалась икона Божьей Матери, в течение долгого времени копоть от лучины попадала на святыню.

И вот как-то раз монах шел мимо святого изображения, и вдруг раздавшийся свыше голос стал настойчиво требовать, чтобы Нил прекратил коптить святой образ. Однако монах решил, что это свои же братья так подшутили или же его искушает нечистый. И продолжал ежевечерне коптить икону. Тогда Богородица разгневалась на монаха за то, что он такой беспечный и невнимательный. И когда нерадивый служитель в очередной раз направился в трапезную, опять послышался голос с небес и внезапно перед Нилом пала темнота, он ослеп. Лишь тогда монах сообразил, что голос происходил от иконы Пресвятой Богородицы, и страх обуял его душу. Нил повалился перед ликом, умоляя о милостивом прощении. Всю ночь лежал он так, а ранним утром пришли остальные монахи, и Нил рассказал им о случившемся. Инокам от рассказанного тоже сделалось страшно, они начали усердно молиться вместе с Нилом, а с наступлением вечера перед ликом была повешена неугасимая лампада. Нил же не отходил от иконы ни днем, ни ночью, вознося молитвы и просьбы о прощении. Довольно скоро раскаяния были услышаны, и голос свыше произнес: «Я слышу, как ты молишься, Нил. Очи твои снова могут видеть свет милостью Божией. А образ сей с этого времени зовите «Скоропослушницей». Предание гласит, что случилось это в девятый день ноября (по старому стилю) в 1664 году.

Именно тогда начали к образу идти страждущие с просьбами помочь и исцелить. Считается, что в зависимости от просьбы помогает икона Божьей Матери по-разному. Православные верят, что к этому образу необходимо обратиться перед уходом в армию. Кто-то обращается к «Скоропослушнице» для того, чтобы получить хорошего партнера для брака. Но чаще всего чудотворное воздействие иконы связывают с исцелением детей, а также молятся об избавлении от различных недугов, просят помочь преодолеть уныние.

Материал подготовила Анастасия Артемова. По материалам интернет-сайтов
Фото из доступных источников в Интернете

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.