Галина Катураева: «Я умудрялась украдкой под партой вязать…»
16 ноября отмечается Всемирный день рукоделия. И пусть праздник этот неофициальный, но он несет в себе очень глубокий смысл. Дело в том, что рукоделие – это не просто увлечение или вариант времяпрепровождения. Фонд ЮНЕСКО приравнял рукоделие к культурному наследию. В нашей стране именно ремеслу отводится важная роль в сохранении народных традиций.
В преддверии праздника мы решили узнать, как же рукоделие «вписывается» в жизнь современного человека, вечно занятого и куда-то спешащего. Наша собеседница – Галина Катураева, человек очень творческий. Фраза «талантливый человек талантлив во всем» — это про нее. Вся ее жизнь неразрывно связана с творчеством, причем не только с рукоделием, но и с народной песней. Галина – солистка ансамбля народной музыки «Малинка», известного не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами.
Галина, здравствуйте. Расскажите, когда появился интерес к рукоделию?
— Интерес появился в раннем детстве. Моя мама работала на фабрике. И очень часто со мной сидела ее подруга тетя Нина Киселева, которая работала воспитательницей в детском саду. В моей памяти до сих пор образ тети Нины – со спицами в руках, она всегда вязала. Помню, она даже на заказ изготавливала вещи из мохера, тогда он был очень модным. Я ее очень просила и меня научить вязать. Во втором классе училась, когда взяла впервые спицы. И как-то сразу получаться стало, связала шарфик…
Интерес к вязанию еще нужно удержать…
— С самой моей первой петельки вязание со мной всю жизнь. Жили мы на Северных улицах, училась я в 4-ой школе. И даже умудрялась украдкой под партой вязать, прямо во время урока. Вязала шапки, шарфы, носки, варежки, свитеры. Тогда ведь купить вещи особо было негде, обвязывала всю семью. Да и вещи, изготовленные своими руками, всегда смотрелись оригинально и необычно.
Как в школе относились к Вашему увлечению вязанием?
— В школе многие знали, что я рукодельница. Однажды ко мне подошла завуч и попросила принести свитер, который я связала, то ли для выставки, то ли еще для чего. Я тогда еще занималась в ансамбле «Калинушка», мы уехали на какой-то конкурс. После возвращения прихожу в школу, а все на меня смотрят и посмеиваются: «Так вот, кто этот свитер связал…». Я уж потом узнала, что про меня целую сценку сочинили и показали там, как я под партой спицами стучала… Я ведь и учиться хорошо успевала, и вязать, и в «Калинушке» петь.
А как дальше сложилась судьба? Профессию выбирали творческую?
— Вообще хотела на физико-математический факультет поступать. Но как-то не сложилось. Приглашали петь в хор имени Пятницкого, даже прошла прослушивание, но жили мы тогда скромно, не было возможности снимать в Москве жилье. Нужно было решать с дальнейшим обучением. Однажды в гости ко мне подружка пришла. Она училась в 9-ом швейном училище. Позвала и меня туда. Я, конечно, не очень шить любила, не особо и умела. А когда все-таки решилась, при приеме документов меня даже переспросили, точно ли я учиться в училище хочу, ведь аттестат у меня был с очень высоким средним баллом. Окончила училище я с отличием, потом меня приняли в швейное ателье «Текстильщик» швеей легкого женского платья. В то время очень сложно было туда попасть, я практику там проходила, шила очень аккуратно, поэтому работать пригласили только меня одну из 2 групп выпускников.
Шитье стало увлечением жизни, а вязание как же? Или шитье было исключительно профессией?
— Шитье в чистом виде, конечно, увлечением не стало. Мне хотелось чего-то большего, какого-то творчества. Но к работе всегда относилась с душой. Например, помню, пришлось шить комплект постельного белья для мэтра моды Вячеслава Зайцева. Такая честь, что именно мне поручили изготовить подарок для знаменитого кутюрье! Поработала и раскройщиком постельного белья. А потом ушла в декрет, стала заниматься творчеством на дому.
Опять начали вязать?
— Вязать я не прекращала, но и про шитье не забывала. Шила и вязала для своих родных. Параллельно и в «Калинушке» пела. Новый виток в моем творчестве появился совершенно случайно. К юбилею «Калинушки» нужно было обновить костюмы. И мне очень захотелось сделать это своими руками. Сшила несколько костюмов нашей хоровой группе, сама разработала дизайн кокошников, получилось очень красиво и необычно. Даже девчонкам показала, как кокошник расшить, все сами для себя расшивали.
Изготовление концертных костюмов – еще одно хобби?
— Для меня всегда очень важен костюм, в котором я выхожу на сцену. А если он изготовлен своими руками, его ценность выше в несколько раз. Почти 7 лет назад я стала солисткой ансамбля народной музыки «Малинка». Костюмы, которые имелись на тот момент в коллективе, «с чужого плеча», мне совсем не подходили ни по размеру, ни по характеру. Приходилось их реставрировать, подгонять под себя, декорировать по своему вкусу. Например, есть шикарный костюм, изготовленный Шуйской строчевышивальной фабрикой. Когда я его примерила, то поняла, что чего-то не хватает до полного образа. Обсудили с коллективом и решили, что нужно украсить стразами. И костюм заиграл новыми красками.
А влияет ли костюм на настроение во время выступления?
— Песни бывают разные – лирические, плясовые, частушечные, патриотические. Конечно, я не могу петь все песни в одном костюме. В репертуаре появился сухопляс – это танец-плач с причитаниями о том, что не осталось ни одного мужчины – все ушли на фронт. Нет ни одного гармониста, поэтому нет и аккомпанемента, только надрывные голоса и стук каблуков. Нельзя было петь сухопляс в нарядном костюме, украшенном камнями, нужен был наряд, который помогал как бы переноситься в то трагическое военное время. Решила – что уж я, не сошью себе костюм? Долго выбирала ткань, подбирала кружево, пуговицы, отделку, украшения. Особенно трудно было правильно подобрать фасон и изготовить головной убор. Позже, когда приехали в Ярославль на конкурс, ко мне очень многие подходили и говорили, что мой костюм необычный, отличается от других.
А расскажите историю с костюмом, который собственноручно вышивали. Знаю, что больше года ушло на его создание.
— Мне нужен был костюм для исполнения веселых народных песен. Решила сшить. В магазине «Шуйские ситцы» нашла подходящую ткань – бязь с имитацией вышивки. Начала придумывать дизайн. Показала ткань своей подруге, Наталье Кельман, которая с любовью вышивает крестиком настоящие шедевры. Она, кстати, и меня научила вышивать, мне это занятие тоже пришлось по душе и очень увлекло. Рубаху я решила не просто сшить, а всю имитацию вышивки по-настоящему вышить. Сначала казалось, что ничего сложного в этом нет. Но насколько это трудно, я поняла уже в процессе. Больше года у меня ушло на то, чтобы вышить рубаху, причем вышивка крестом перемежалась с вышивкой бисером. Параллельно шила сарафан и вышивала головной убор. Труды мои очень высоко оценили на региональном конкурсе мастеров декоративно-прикладного искусства и народного творчества «Ремесло — душа моя», где я заняла 2 место в номинации «Сценический русский народный костюм». Конкурс проходил в Иванове, среди участников – более 120 профессиональных ремесленников, многие из них работают при домах ремесел. Результат конкурса для меня был неожиданным, это очень высокая оценка моего труда, тем более я принимала участие в подобном конкурсе впервые.
А какому ремеслу еще мечтаете научиться?
— Мечтаю научиться плести кружево на коклюшках. Сегодня сложно найти мастера, который делает это профессионально. У нас на всю Ивановскую область их единицы.
— Интересно ваше мнение: так ли важно каждому человеку владеть каким-то ремеслом?
— Вообще, если вдуматься, рукоделие несет в себе невероятную ценность. Ведь во многих видах народного творчества — заложенные веками традиции. Это своего рода связь поколений. И мы не должны забывать о ремеслах. Как было бы здорово, если бы молодежь к этому имела интерес! В больших городах, например, создаются объединения, в которых каждый человек может приобщиться к какому-то ремеслу. Женщины – к шитью, вышивке, вязанию, мужчины – к гончарному и другим видам народного искусства.
Галина, спасибо за интересный разговор. Хочется пожелать новых идей, вдохновения и, конечно, почаще радуйте зрителей своим творчеством!
— Спасибо.
Беседа с Галиной Катураевой получилась очень насыщенной. Даже во время нашего общения Галина вязала — на этот раз варежки. А еще Галина посетовала, как ей жаль, что в сутках всего 24 часа, а не 48. «Я бы 24 часа работала, а еще 24 занималась творчеством – вязала, шила, изучала бы новые, неизвестные мне пока ремесла». Остается только удивляться ее неуемной энергии, желанию нести людям культуру, духовность, традиции. И как хорошо, что есть такие люди, как Галина — до глубины души преданные традиционным видам народного творчества. Уверена, что именно они являются стержнем духовно-нравственной культуры нашей страны.
Беседовала Светлана Воробьева