Виктор Николаевич Худяков – человек в Шуе известный. Почетный гражданин города, заслуженный работник культуры РФ, руководитель коллективов «Калинушка», «Калинычи», ставших «визитной карточкой» Шуи. Именно эти коллективы – целая творческая жизнь, которая тесно переплетается с жизнью руководителя – скромного, не любящего пафос и излишнее внимание к своей персоне. В каждом слове Виктора Николаевича – безграничная любовь к своему делу, уважение к педагогам, давшим дорогу в творческую жизнь, желание творить и прививать подрастающему поколению гордость за народную культуру России.
На днях Виктор Николаевич отметил 65-летний юбилей. Конечно, это прекрасный повод для интервью: не так часто он соглашается рассказать о себе.

Виктор Николаевич, здравствуйте. Вас, наверное, в Шуе все знают, все-таки Вы довольно давно занимаетесь развитием хорового народного направления.

Да что Вы, есть люди, которые ни разу не слышали об ансамбле «Калинушка», хотя в этом году ему исполняется 40 лет…

Мне казалось, что тот, кто посетил хотя бы раз городское мероприятие, про «Калинушку» точно слышал. Это ведь настоящий бренд Шуи. Расскажите с самого начала. Как в Вашей жизни появилась музыка?

В детстве я в одинаковой степени любил музыку и спорт. Занимался гимнастикой, любил играть в футбол. Но, видимо, в какой-то момент музыка в таком противостоянии победила. Когда мне было 9 лет, родители купили маленький аккордеончик. Папа играл на гармони и очень хотел, чтобы я «заразился» его любовью к творчеству. Осваивал аккордеон я с огромным удовольствием. Поначалу к нам домой приходил учитель, а потом я поступил в музыкальную школу по классу баяна. Мой педагог Анатолий Сергеевич Боровков – очень талантливый музыкант, он был незрячим, но чувствовал музыку, что называется, кожей. В музыкальной школе меня очень тянуло на хоровые занятия. Для меня этот предмет был в приоритете всегда. Руководитель школьного хора Маргарита Васильевна Вовейкина заложила во мне хорошую базу для дальнейшего творческого развития. Помню, как мы с моим товарищем Борей Маловым дуэтом запевали: «Родина слышит, Родина знает…»

В детстве приходилось выступать на сцене?

Конечно, с хоровым коллективом музыкальной школы выступали, но этого не хватало. Лет 10 мне было, когда я пошел заниматься в хоровой коллектив при заводе имени Фрунзе. Педагог Александра Васильевна Егорова видела во мне перспективы. Удивительно вообще, что она меня взяла, так еще доверяла аккомпанировать на баяне. Она во мне, совсем мальчишке, видела музыканта. Когда стал чуть постарше, стала больше привлекать эстрада. На день рождения подарили гитару, простую, семиструнную, и я начал учиться. Потом перестроился на 6-струнную. Подростком уже стал ходить на танцы. Только не танцевать, а слушать музыку. В то время очень популярен был вокально-инструментальный ансамбль «Радуга». (Кстати, в 1974-1975 годах даже удалось в этом ансамбле играть на гитаре. Для меня это было очень значимо).
После школы поступил в музыкальное училище по классу баяна. Мне учеба очень нравилась, с огромным восхищением я всегда смотрел на хормейстеров. От 1 до 4 курса пел в хоре. Несмотря на то, что баянисты могли не ходить на занятия хора, я ходил.

Вы уже тогда задумались о том, что можете стать хормейстером?

Нет, мне просто это нравилось. После училища приглашали аккомпанировать, работал с Азой Алексеевной Калибердой, с хором медиков. Немногим позже в детских лагерях работал с детскими коллективами. Тогда ведь это все очень модно было, пели все. Танцующих было гораздо меньше, чем поющих. Мне нравилось.

А что же повлияло на выбор народного направления?

Народный хор – это было что-то новое для меня. Все хоры, в которых я пел, были академическими. А после армии, совершенно случайно, позвонила директор Павловского дома культуры и спросила, не хочу ли я поработать с хором ткацко-объединенной фабрики. До этого момента я был знаком с работой хормейстера только как участник хора. Когда поступило предложение, я был удивлен, но решил попробовать.

Наверное, сложно было быть руководителем народного хора без специальной подготовки?

Мне очень повезло. Судьба в очень важные периоды сводила меня с замечательными людьми. В момент начала моей работы хормейстером познакомился я с Антоновой Екатериной Викторовной, руководителем народного хора Ивтекса «Росы», с руководителем хора из Родников Брыкаловым Юрием Николаевичем. Проводились различные семинары, я старался всегда их посещать. Была возможность перенять опыт и у прославленных преподавателей Гнесинки, у руководителей хоровых коллективов из соседних регионов.

А как в то время вообще велась культурная жизнь в городе?

Культурная жизнь была фантастической. «Двигателями», конечно, были фабрики. Хоры были практически на каждом предприятии, оркестры народных инструментов, другие объединения. Фабрики выделяли немалые средства на досуговую деятельность своих работников. Шили костюмы, ездили почти по всей стране с гастролями – каждый год мы совершали по 2-3 поездки – Геленджик, Киров, Орел, Пенза и другие города. Людям давали отгулы, всячески поощряли занятия творчеством. А какие в Шуе были праздники песни! Сотни участников, зрителей – полный парк! В «Ракушке» городского парка культуры стояли несколько ярусов для постановки хора на сцене. Немногим позже невероятно популярными стали городские конкурсы эстрадных коллективов, фестивали проводились даже не в один день, не успевали всех участников прослушать. Вот так Шуя жила! Было, конечно, замечательное время.

Вернемся к «Калинушке». Когда же она родилась?

«Калинушка» появилась в 1981 году. Первоначально хор состоял из работников химической лаборатории, ткачей, привлекали учащихся ПТУ № 11. В общем, основной состав — работники текстильной отрасли. К 1985-му году в хоровую группу просто так уже было не попасть – мы проводили отбор. За счет этого и уровень подготовки существенно вырос. Со временем добавились преподаватели Шуйской музыкальной школы. Стали ездить по стране, выступать на одной сцене с именитыми коллективами. В Пензе получили 1 место на Всесоюзном конкурсе-фестивале. Тогда это был ошеломительный успех, он не случаен. У нас была очень слаженная команда – я, Александр Николаевич Смирнов, Юрий Николаевич Горшков. В 90-е годы, несмотря на организационные сложности, «Калинушка» побывала не только во многих регионах России, но и за рубежом – в Финляндии, Прибалтике, Германии, Франции, Испании.

Были ли сложные моменты, когда хотелось все бросить?

Да. Один из моих коллег как-то сказал: «Чем я больше и дольше работаю с коллективом, тем чаще посещает мысль, что я новичок». Это на самом деле так, особенно касается любительских коллективов. Очень сложными были годы перестройки. Неработающие фабрики начали отказываться от досуга, коллективы стали никому не нужны. А это было очень страшно. Концертная деятельность практически «затухла». Мы изо всех сил старались сохранить то, что наработали, но было сложно. В какой-то период работали на базе Ивановского Дома творчества. В свое время была идея создать целую студию, с изучением сольфеджио, музыкальной литературы. К сожалению, мечта не сбылась. Но сегодня у нас прекрасные помещения для занятий в культурно-досуговом центре «Исток», студия звукозаписи, вокальные классы. «Калинушке» в «Истоке» работается хорошо.

Сейчас «Калинушка» другая?

Конечно. Тогда коллектив состоял из взрослых людей, сейчас же, в основном – это дети и молодежь. Наши ребята очень талантливы. Я очень рад, что мои ученики Виктория Цветкова, Светлана Варнакова ведут занятия в детских хоровых группах. Многие ученики связали свою жизнь с музыкой, это очень приятно.

У вас есть еще один «проект» — ретро-группа «Калинычи». Как появилась идея создать мужской коллектив?

Да честно говоря, совершенно случайно. Основу коллектива составила мужская часть «Калинушки», добавились и молодые талантливые ребята. Репертуар немного иной – больше эстрадных песен советского времени, так называемый ретро-репертуар.

Удается ли идти «в ногу со временем»?

Мне тяжело освоить современные технологии, но пока я вполне обхожусь без них. Другое дело, что в работе приходится постигать что-то новое. Например, с удовольствием вошел в команду проекта «Кладовая народного творчества» автономной некоммерческой организации «Истоки». Реализация проекта начнется в сентябре при поддержке Фонда Президентских грантов.

Виктор Николаевич, не могу задать вопрос о личном. Вы и Ваша супруга Людмила Леонидовна с самого начала работы «Калинушки» бок о бок, рука об руку и дома, и на работе. И всегда ваша пара вызывает умиление и восхищение. Всегда ли удается понимать друг друга?

Да, мы вместе с самого создания «Калинушки». Но я бы не сказал, что все всегда очень гладко. Мы много спорим, обсуждаем, ищем компромисс, но в итоге очень часто супруга оказывается права. Один раз я настоял на своем и сказал, что я сделаю так, как хочу. Это касалось проведения крупнейшего четырехдневного фестиваля совместно с немцами, который проходил в четырех городах – Шуе, Кинешме, Ярославле и Костроме. Участников было очень много не только из России, но и из Германии. Все прошло на высоком уровне, но сил, конечно, потребовалось немало.

А какой Виктор Николаевич Худяков дома? Вы дома тоже постоянно думаете о работе?

Много лет было именно так. Работа в сфере культуры особенна тем, что рабочий день ненормированный, иногда приходилось сутками работать, без сна и отдыха. Но сейчас, не знаю, может возраст такой наступил, потянуло на дачный участок. Испытываю огромное удовольствие, делая что-то своими руками, копая грядки. Я раньше и не думал, что это может мне понравиться.

Если бы у Вас была возможность что-то поменять в своей жизни, что бы Вы поменяли?

Ничего. Обо всем, что происходило в моей жизни, я никогда жалеть не буду. Я счастливый человек. Меня любят, понимают. У меня есть любимое дело, дети мои состоялись в профессии, в доме – уют и взаимопонимание. Что еще человеку нужно для счастья?

А есть ли какой-то важный жизненный принцип, которого Вы всегда придерживаетесь?

Я всегда считал и считаю, что нельзя что-то делать плохо. К любому делу надо относиться предельно ответственно, как бы ни было тяжело. Ну и, конечно, любить то, чем занимаешься.

Виктор Николаевич! Благодарим Вас за откровенный разговор! Редакция газеты «Шуйское время» сердечно поздравляет Вас с юбилеем! Хотим пожелать Вам творческого долголетия, новых идей, благополучия в семье, внимания учеников и, конечно, крепкого здоровья!

Спасибо!

Виктор Николаевич — невероятно интересный собеседник. С каким трепетом он рассказывает о своей жизни, неотделимой от жизни заслуженного коллектива народной песни и танца «Калинушка». Он создал не просто коллектив – это настоящая кузница кадров. Ольга Ромберг (творческая группа «Кристалл»), Галина Катураева (ансамбль народной музыки «Малинка»), Ольга Ковалева (педагог по вокалу), Ирина Матвеева (основатель коллектива «Злата Русь», руководитель коллектива «Русален», г. Москва), Валерий Паначин, Павел Баташов, Екатерина Курицына, Антон Корнев (Московский казачий хор), Мария Смирнова (Хор имени Пятницкого), Веста Гусарова (профессиональный песенно-хореографический коллектив «Русь», г. Владимир), Алена Медкова (эстрадное направление), Максим Коновалов (ансамбль песни и пляски ВДВ России) – это лишь малая часть состоявшихся артистов, которые прошли школу Виктора Николаевича. Особенно ценно, что такие уникальные люди не только сами развивают народную культуру в городе и регионе, но и грамотно, с душой и сердцем передают свой опыт молодым!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.