Эта фраза, как вы поняли, фразеологизм. Обычно ее употребляют, когда говорят о каком-либо деле, которое необходимо выполнить в определенные сроки, однако к его выполнению еще не приступали или даже не думали приступать. Иногда это выражение звучит в качестве упрека тому человеку, который собирался этим делом заняться, но по каким-то причинам откладывает исполнение намеченного. Но при чем здесь конь? Который еще обязательно должен поваляться на земле или в траве? Вместе с исследователями языка давайте в этом разберемся.

Как считают ученые, первые упоминания этого выражения можно встретить в русских литературных произведениях 17 века, однако регулярно употреблять эту фразу в речи начали лишь в 19 веке. Существует множество предположений об истории происхождения этого фразеологизма, я ознакомлю вас с наиболее распространенными.
Некоторые филологи связывают это выражение с использованием лошадей в хозяйстве. В старину от тяжелой работы в поле с ног валились как люди, так и кони (вспомним русскую поговорку «От работы кони дохнут»). Фраза «конь валится с ног» говорила о том, что животное много трудилось, а «конь не валялся» — о том, что работа еще не была начата.
Лингвисты говорят еще об одной, похожей по смыслу, версии происхождения этого фразеологизма. Ссылаются на крестьянский обычай давать лошади поваляться перед тем, как запрягать ее, — чтобы она набралась сил и меньше уставала от работы. В таком толковании фразеологизм означает, что работа не только не начата, а что вообще к ней даже не осуществлялась подготовка.
Близка к ним и следующая версия – лошади катаются по земле, чтобы на них не надевали седло или хомут. Этот вариант можно найти в «Словаре русской фразеологии». Но в действительности, считают другие исследователи, коневоды перед тем, как запрячь лошадь, не только не дают ей «поваляться», но, напротив, тщательно чистят, чтобы какая-нибудь крошка или травинка не остались на теле коня. Столь же тщательно проверялась и чистота сбруи. Ведь иначе конь мог стереть спину в кровь и был бы уже не пригоден для сельскохозяйственных работ или для военного похода.
И еще есть одна версия, связанная с древнеславянским обычаем, о которой рассказывает интернет-маркетолог, редактор сайта «На доступном языке» Александр Фирцев и которую я узнала впервые. Писать об этом трудно, так как очень люблю лошадей, этих гордых, вольнолюбивых, красивых животных. Оказывается, наши предки приносили в жертву коня перед началом какого-либо важного дела, например при закладке первого камня в строительстве или перед выступлением в военный поход. Коня убивали или, иначе говоря – «валили» — перед началом дела, а выражение «коня не валили» или «конь не валялся» означало, что к делу еще не приступили. Сначала филологи не придавали особого внимания этой версии, но более серьезно к ней отнеслись, когда при археологических раскопках все чаще и чаще под фундаментом старинных зданий стали находить черепа лошадей.
И все же, как считает большинство ученых, наибольшую долю вероятности имеет версия, связанная с изготовлением … валенок. Вы удивлены? Да-да, именно эта теплая обувь для зимы, а вовсе не лошади, оказалась причастной к происхождению фразеологизма «да тут еще и конь не валялся», который мы употребляем в речи и по сей день.
Валенки, как известно, валяли из шерсти, при этом раньше, как утверждают одни исследователи, изготовление их начиналось с мыска, который в те времена назывался «кон». И фраза «кон еще не валялся» в прямом смысле означала, что работа по изготовлению валенок не начата и до ее завершения еще очень далеко. Со временем фраза приобрела переносный смысл, ее стали применять не только по отношению к изготовлению валенок, но и по отношению к другим делам, а к слову «кон» в процессе ассимиляции (уподобления одного звука другому) добавился мягкий знак.
Другие исследователи («Наука и жизнь», 2015, № 6) считают, что данное объяснение звучит достаточно правдоподобно, если бы не одно «но». Дело в том, что валенок начинают валять не с носка (который, говорят они, никто и никогда не называл «коном»), не с пятки и не с голенища. И в частных мастерских, и на фабриках каждый валенок валяется сразу – целиком.
Промытую и расчесанную шерсть раскладывают и выравнивают, сваливают в мягкий войлок, потом из рыхлого войлока формируют заготовки, напоминающие огромные шерстяные чулки. Их обваливают, обминают и оббивают по колодке, придавая материалу нужную плотность и жесткость, а изделию в целом – требуемую форму.
Таким образом, изготовлению собственно валенка предшествует валяние войлока – заготовки, основы будущей обуви. А ведь в словаре В.И. Даля находим, что в старину понятия «начало», «основа» — это не что иное как «кон». Отсюда – «исконный» (изначальный), «испокон веку» (то есть от начала времен). Получается, валяние основы – начало всего дела! Если «еще и кон не валялся», значит, мастер и не приступал к работе.
Со временем связь этого выражения именно с изготовлением валенок утратилась, да и слово «кон» вышло из разряда общеупотребительных. А фразеологизм уже прижился. И при быстром произнесении «кон не валялся» («конневалялся») звук «н» непроизвольно смягчается. Вот так и появился в выражении загадочный конь!
Вот, наконец-то, и добрались мы с вами, уважаемые читатели, до истины. Я не поленилась, нашла в Интернете, как все же делаются валенки — работа начинается с мыска или шерсти сразу же придают форму целого валенка. Да, сразу же формируют будущий валенок! Значит, последняя из приведенных мною версий – самая правдоподобная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.