В одном из прошлых выпусков газеты «Шуйское время» было опубликовано письмо родителей учеников школы № 3 с многочисленными вопросами к администрации Шуи и руководству школы № 8. Редакция направила соответствующий запрос главе города Наталье Корягиной с просьбой ответить на них. Ответ мы получили, публикуем его в полном объеме.
Но ситуация продолжает развиваться дальше. Информация о неоднозначном «переселении» учеников начальных классов из здания бывшей школы № 3 (а ныне – второго корпуса средней школы № 8) дошла до Татьяны Океанской, Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, которая лично решила познакомиться с проблемой и понять мнения сторон на этот счет.
9 июня в здании школы № 3 прошла с ней встреча, на которой присутствовали многолетний директор (до 2019 г.) школы № 3 Ирина Игоревна Башарина, учителя начальных классов, директор средней школы № 8 Александр Николаевич Лаптев, а также члены родительских комитетов. Приехали и представители администрации – начальник отдела образования администрации Шуи Иван Николаевич Жохов и его заместитель Елена Сошникова.
Обсуждение вопроса продолжалось более 2 часов.
У родителей накопилась масса вопросов, которые наконец-то можно было задать лично руководству городского отдела образования. Немаловажно, что проблемы были озвучены в присутствии Уполномоченного по правам ребенка Ивановской области, ведь именно интересы детей, в первую очередь, пытаются защитить родители и педагоги.
Ольга, мама ученицы 2-го класса: «Моя дочь закончила 2-ой класс. В начале года нам сообщили, что мы, оказывается, учимся в школе № 8. Для нас это было шоком, но учительница заверила – это всего лишь формальность, и наши дети остаются учиться (до окончания 4-го класса) в здании бывшей школы № 3 – теперь уже корпусе №2 средней школы №8. Мы успокоились, но в конце учебного года совершенно случайно узнаем, что наших детей переводят в основное здание 8-й школы. При этом официально нас никто об этом не уведомил. Мы против такого решения, т.к. уверены, что наши дети в здании бывшей школы №3 находятся в полной безопасности, но самое главное – ничто не заменит им теплого, человеческого отношения, индивидуального подхода, такого, какой был в этом здании. Школа уютная, домашняя, атмосфера, которая царит в школьных классах оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности наших детей. Даже самые проблемные дети идут в школу с удовольствием, потому что знают, что здесь есть Ирина Игоревна Башарина, учителя, которых они считают родными. И здесь нет старшеклассников, которые могут обидеть или случайно задеть. Почему решение о переводе детей принималось без уведомления родителей, «втихую», почему о детях никто не думает?»
Анастасия, представитель родительского комитета 3-б класса: «У нас ситуация еще более напряженная. Мы вдруг узнаем о том, что наши 2 класса из параллели хотят соединить в один и перевести в здание 8 школы. В классах – по 19 человек, т.е. после объединения учеников станет 38, а одного из учителей сократят. Это версия была в начале. Потом, когда мы начали возмущаться, нам было обещано, что если все родители согласятся перейти в 8-ю школу, то классы оставят без изменений. При этом учителю был показан кабинет, в котором должны будут учиться дети – помещение бывшего медпункта площадью 12 квадратных метров (с низкими потолками и расположением парт вплотную к батареям). За 2 месяца мы не раз пытались записаться в отдел образования на прием. Но в итоге до сих пор нет достоверной информации о том, каким образом все-таки ситуация будет разрешена. Мы написали в адрес Департамента образования письмо с просьбой разобраться в ситуации».
Ответ представителей администрации, согласно которому родители не должны были верить слухам, поверг родителей в шок и вызвал у присутствующих бурю негодования. А чему же они должны были верить, если официально никто их не уведомлял, на прием попасть было практически невозможно. Да и вызовы буквально «на ковер», когда родителей по одному или небольшими группами(!) вызывали в администрацию школы №8 и, по мнению вызываемых, пытались оказывать давление – никакой официальной информации не добавляли.
Сергей Жубаркин, представитель родителей учеников 2-го класса, главный редактор газеты «Шуйское время»: «А мне вообще непонятна позиция отдела образования. Почему родители должны за вами бегать? Почему Вы нас не собрали и не дали четкую официальную информацию, чтобы мы, как Вы говорите, не собирали слухи? И еще, касаемо законности увольнения и назначения директора школы № 8. При объединении двух юридических лиц на должность директора должен быть назначен один из директоров. Почему руководителю школы № 3 даже не предложили стать директором? Почему на эту должность назначили человека, который на тот момент не работал в учреждении? Это вопрос к трудовой инспекции и в прокуратуру, мы обязательно будем обращаться в данные структуры».
Особенно яркой была речь Ирины Игоревны Башариной, которая буквально из руин «поднимала» эту школу, вложила душу и сердце не только в оформление и ремонт здания, территории школы, где всюду – цветы, совместные поделки с детьми, но и в течение многих лет вкладывала частичку своего сердца в каждого ученика. Главное – человечное отношение к работе, к детям, к своему педагогическому коллективу и родителям. «К сожалению, современная система образования загоняет нас в определенные рамки. Не всегда учитель имеет возможность раскрыть каждого ученика. Работая учителем начальных классов, я выдыхаюсь после 3 проведенных уроков, потому что передо мной – не оболочка, передо мной – личности, у которых есть свой характер, свои особенности, свои ситуации в семьях. Мы должны понимать каждую минуту, в каком состоянии сегодня ребенок, что у него на душе, все ли благополучно в семье. Это очень важно. Спустя годы к нам приходят наши выпускники, которые благодарят, а, вырастая, они приводят своих детей. Мы всегда открыты. Каждый год проводим педсоветы, методические объединения, на которые приглашаем родителей. В этом учебном году наш коллектив не пригласили в школу №8 ни на один педагогический совет, как будто нас не существует! Мы приглашали директора 8-й школы к нам, чтобы познакомился с детьми, родителями, педагогами. К сожалению, диалога нет, хотя по сути – мы – одно учреждение. Спасибо директору Александру Николаевичу, что мне не указали на дверь, предложили полставки заместителя по учебно-воспитательной работе в корпусе №2. Сейчас я выпустила 4-й класс. Предложения взять 1-ый класс мне не поступило, хотя я – учитель высшей категории. А ведь учить детей — это моя основная работа. Возмущает, что одной из причин «переселения» детей называют то, что необходимого количества первоклассников для корпуса № 2 не набирается. А как же он наберется, если всех родителей, которые к нам шли с заявлениями, нам было рекомендовано направлять в главное здание, к директору. Но многие родители шли не в 8-ю школу, а искали место в других учебных заведениях, т.к. изначально были настроены учиться у нас».
Представители администрации ответили, что если наберется в восьмой школе еще один первый класс, то его возьмет под свое крыло Ирина Игоревна. Видимо, по мнению чиновников, учителей начальных классов высшей категории в нашем городе вполне достаточно, раз такому педагогу в настоящий момент отводится роль лишь на «скамейке запасных»… Нет места в начальном звене и для учителя 3-го класса, которой вручили уведомление о том, что ее должность сокращают, а ей предлагают стать учителем среднего звена. А где же обещанное администрацией год назад трудоустройство всего педагогического коллектива в случае слияния двух школ? Получается, что формально оно выполнено – всем предложили должности, но вопрос – какие? Почему учитель начальных классов должен работать учителем среднего звена? Кто, как не сотрудники отдела образования должны понимать, что это абсолютно разные категории, все равно, что врач-стоматолог и врач-окулист…
Но вернемся к коллективу бывшей 3-ей школы. Слова попросила педагог по дополнительному образованию Романова Любовь Владимировна. Это человек, проработавший здесь много лет, автор программы по организации совместного семейного досуга детей и их родителей: «Наша школа отличается от других тем, что мы огромное внимание уделяем досуговой деятельности, и у нас есть для этого все возможности. В основном здании школы № 8 сделать это будет практически невозможно. Здесь у нас прекрасная территория за школой, где мы проводим спортивные мероприятия. Особая наша гордость в том, что родители с огромным удовольствием участвуют в них вместе со своими детьми. Ну как это возможно организовать во дворе школы № 8, через который постоянно ходят люди? Период начальной школы – это важнейший этап, от детско-родительских отношений в который будет зависеть дальнейшее развитие ребенка. Мы не имеем морального права упустить это. Ребенок, для которого родитель – товарищ и друг, в уже более старшем возрасте обязательно придет с проблемой к маме или папе, а не в сомнительные компании. У нас есть очень уютный зал, где регулярно проводятся мероприятия. Даже самые скромные, застенчивые дети раскрываются. В школе, где учатся ученики с 1 по 11 класс, такие ученики будут находиться в состоянии постоянного стресса, иметь проблемы с адаптацией. Особенно жаль, что все, что создавал многолетним трудом наш дружный коллектив во главе с Ириной Игоревной, та по-настоящему домашняя, семейная обстановка, которая всегда царила в 3-ей школе, просто умрет. Я хочу обратиться к Татьяне Петровне Океанской, пожалуйста, помогите нам, мы много лет создавали здесь ту атмосферу, которая располагает к комфортной учебе, развитию детей. У нас каждый ребенок может получить свою долю ласки и душевной теплоты. Разрушить все можно в одночасье, а чтобы создать заново – потребуются долгие годы».
Речь педагога сопровождалась фотопрезентацией на большом экране. Счастливые лица учеников и родителей говорят о том, что, действительно, им здесь очень хорошо. Эмоции от участия в совместных праздниках невозможно подделать. Как и эмоции педагогов, которые со слезами на глазах рассказывали о своей работе, о своих учениках. Может, любовь к детям, душевное отношение к ним, призвание – это главные составляющие успеха учительского труда, гарантия максимально полного соблюдения прав ребенка на образование и развитие личности?
Чем же сегодня измеряется пресловутое «качество» образования? Наличием в школе спортивного зала? Наличием асфальта во дворе школы? Наличием определенного типа вешалок в гардеробе? Формально, наверное, да. Но вопрос о том, является ли это все определяющим в формировании личности ребенка, оставим без ответа… Жаль, что эмоции, позитив, домашний уют, искренняя преданность учителей своей профессии не прописываются в СанПиНах…
Итоги встречи подвела Татьяна Океанская. Давать какие-либо комментарии она не стала. Она лишь заверила родителей и учителей, что будет разбираться в каждом моменте, изучать каждый факт, который стал причиной конфликта. Но с уверенностью озвучила мысль, что диалог должен быть между всеми участниками образовательных отношений, между коллективами, работающими в одном образовательном учреждении, но в разных корпусах.
Но вернемся к ответу администрации города на наш запрос.
Приведенный в ответе пример реорганизации школы № 12 на наш взгляд не совсем корректен. Ведь все начальные классы остались в своем здании и школа продолжала осуществлять образовательную деятельность, не прекращая свою работу. Ни родители, ни дети, ни пед.коллектив не испытывали таких проблем, какие создаются вокруг школы № 3. Что касается комплектования на 2020-2021 год, то в ходе встречи выяснилось, что оно проходило без участия коллектива школы № 3, поэтому это вопрос скорее к директору школы № 8: «Почему школа не укомплектована? Почему при новом руководстве потерян свой авторитет и доверие людей?» После реорганизации заработная плата педагогов школы №3 стала меньше, а не больше, поэтому декларированное в прошлом году повышение как цель объединения так и осталось словами в устах главы города и растворилась в воздухе.
До реорганизации школа № 3, которая по проектной мощности рассчитана на 100 ребят, действительно вынуждена была работать в две смены, т.к. желающих учиться в школе всегда было больше. При этом первые классы всегда учились в первую смену. К слову сказать, это соответствует указанному в ответе администрации Постановлению Главного Государственного Санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44. Более того, уполномоченный по правам ребенка Т. П. Океанская на прошедшей встрече сказала, что строгих указаний по обучению детей только в первую смену нет. Это всего лишь рекомендация. Но ведь и школ таких очень мало! К ним нужен индивидуальный подход. К тому же родителей две смены, похоже, вполне устраивают.
Но поразило нас больше всего очень быстрая смена причин «переселения».
Сначала говорили, что необходимо разместить учеников школы № 2 на время ремонта, потом якобы решено было разместить на базе школы №3 первые классы с группой продленного дня и системой дополнительного образования с 1 сентября 2020 года, но опять отказались, ссылаясь на бюджет. Теперь новая версия событий — пообещали в будущем (без конкретной даты) создание некой адаптивной зоны для первоклассников. Создается впечатление, что чиновники просто ищут повод для отписки, а истинная причина скрыта от наших глаз. Это всего лишь наше мнение…
Что касается прошедшей встречи, то очевидно — конфликт пока не исчерпан. Вопрос о переводе детей в здание средней школы № 8 пока остается открытым. Удовлетворит ли ответ администрации родителей и педагогов бывшей школы № 3, нам пока неизвестно. Но мы будем следить за развитием событий.