«Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком…» 
В. А. Сухомлинский

Позимник, листопад, грязник, свадебник — и это всё русские названия наступившего октября. А еще в старину на Руси этот месяц звали — паздерник (оно, кстати, сохранилось с современном польском языке), от слова паздер (паздерие), обозначающего костру (жесткая кожица и деревянистые волокна льна, конопли, остающиеся после их трепания и чесания). 
Сейчас уже завершены все садово-огородные хлопоты: собран  урожай, обработан и размещён на хранение, и поэтому, именно в октябре, у наших предков начиналась пора свадеб. Но жизнь за какие-то тридцать лет очень сильно изменилась, и мы всё больше отдаляемся от традиций и обычаев прошлого. Вместе с переменами пришли и новые праздники. Наступивший месяц открыл Международный день пожилых людей, который отмечается 1 октября (учреждён по инициативе ООН в 1990 году). Эта дата создана с целью, чтобы дети вспомнили о своих родителях и родственниках, да и мы все проявили вежливость и участие к пожилым соседям и просто в очередной раз протянули руку помощи тем, кто часто стесняется ее просить. А вот на 5 октября выпадают сразу два  профессиональных праздника: День учителя и День работников уголовного розыска. 
Раньше учителя отмечали свой праздник в первое воскресенье октября, но с 1994 года дата совпала со Всемирным днем учителя. Этот день ждут не только сотрудники всех образовательных учреждений, но и их ученики вне зависимости от возраста. Уверена, каждому из нас есть кому отправить поздравление или позвонить со словами благодарности. 
Тамара Петровна Иванова весной отметила своё шестидесятилетие.  Она провела детство в подмосковном городе Электросталь и там же  училась до седьмого класса. Родители — Пётр Валерьевич и Екатерина Михайловна — вместе работали на машиностроительном заводе. Они были ровесниками и родились перед самой войной в сороковом году. Дед по отцу — Валерий Ильич Кашин погиб, защищая подступы к столице, а мамин папа — Михаил Захарович Тощев — имел бронь и трудился на том же заводе, выпуская  мины, авиабомбы, артиллерийские и реактивные снаряды. В конце пятидесятых годов родители Тамары Петровны пришли работать на завод: мама в отдел кадров, а папа — слесарем. После свадьбы  у молодых родилась дочка, а ещё через четыре года — вторая. Девочек назвали Тамара и Елена. «У нас была обычная советская семья — не лучше и не хуже других. Родители очень бережно относились к вещам, никогда не выбрасывали еду и жили надеждами на светлое и лучшее будущее для своих детей». Когда Татьяне Петровне было десять лет в их дом пришла беда — у папы остановилось сердце. «Мама молодая, мы мелкие…В моем сознании тогда не было абсолютного понимания и принятия произошедшего, только навсегда остались заплаканные лица родных и знакомых…» Спустя два года Екатерина Михайловна познакомится на отдыхе в санатории, куда ей дадут семейную путёвку, с будущим вторым мужем. Виталий Семёнович Балашов возьмет на себя ответственность теперь уже за троих детей — после смерти жены он жил с пятилетней дочкой. «Так мы оказались в Шуе.  Бабушка переехала с нами, продав свою квартиру, на деньги которой был куплен этот дом,» — продолжает свой рассказ Татьяна Петровна. Это была середина семидесятых годов, так называемое «застойное» время, ставшее по факту временем расцвета советской страны и нашего города в частности. «Именно в этот период мама и бабушка без труда устроились на работу, а мы с сестрой пошли в школу № 15. В новом классе меня приняли хорошо и  девчонки, и мальчишки. Тогда мой говор отличался от местного, да и одежда была чуть лучше что ли. В общем, ко мне был интерес, и я очень быстро стала своей. Вот честно, о школьных годах осталось только хорошее воспоминание».
Получив аттестат зрелости, Татьяна Петровна поступила учиться в Ивановский экономический техникум на бухучет. «Конечно, в шестнадцать лет очень сложно определиться с выбором профессии. В наше время не заработок и не престиж стояли на первом месте. О чем думала я, сейчас не помню, но то, что профессия востребованная – понимала». Началась студенческая жизнь, а проще — самостоятельная. Теперь Татьяна Петровна жила в общежитии с ещё двумя одногруппницами. Надо было уживаться, вместе вести «хозяйство», куда входили уборка и готовка. Девчонки жили дружно, хотя иногда случались разногласия, которые быстро решались. Татьяна Петровна всегда чувствовала себя ответственной за младших сестёр. Это не было навязано родителями или извне — она так понимала ситуацию, так представляла себе роль старшей. Когда она приезжала на выходные домой, младшие девчонки радовались не только встрече, но и маленьким гостинцам, купленным на отложенные от стипендии деньги. «Иногда подумаешь: как мы всё успевали? Ведь обязательным было посещение спортсекций, велась различная общественная работа в виде шефства над стариками, комсомольские собрания, подготовка к студвесне, дискотеки, концерты, кино, чтение книг… и учеба в придачу? То ли молодые были, то ли соцсетей не было?» — рассуждает Татьяна Петровна, вспоминая свою молодость. Возвращаясь с подружкой вечером из кино, они познакомились с молодыми ребятами. Один из них станет ей другом, а потом и мужем. «Мой Толик» — это тот, с кем пройдены все жизненные прямые и кривые пути, с кем воспитаны два сына и четыре внука. Их чувства прошли испытания разлукой: сначала она ждала его из армии, а потом он ждал её возвращения из Череповца, куда Татьяна Петровна отправилась после диплома. Анатолий Борисович, кстати, мечтал в детстве быть учителем труда. Что пошло не так — уже не вспомнить, но он стал строителем и научил своему делу немало парней. Сыновья Пётр и Павел живут недалеко от родителей: один в Шуе, а другой — во Владимире. Во все значимые праздники дети стараются собираться в родительском доме. 
В рассказе про внуков Татьяна Петровна затронула тему современной школы: как сильно она отличается от той, советской, а учитель стал разменной монетой в жерновах системы. «Давайте начинать с себя, и всё встанет на свои места. Каждый ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей, и у них есть мощный  инструмент, недоступный другим учителям — личный пример».
Тут можно спорить или соглашаться. Конечно, невозможно везде и во всем быть примером, да и нужно ли везде и во всем? Ведь самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. 
Наша газета поздравляет всех причастных с Днем учителя! Спасибо за ваш труд!  Будем и дальше все месте «сеять разумное, доброе, вечное…»
Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.