Отцами прописано в сердце у нас
Крылатое слово — Победа!
Нам в дни испытаний и в радостный час
Завещано помнить про это…


С каждым годом все дальше удаляется в прошлое Великая Отечественная война, и всё меньше остаётся живых свидетелей того страшного для всей страны времени. Почти не осталось ветеранов, состарились и постепенно уходят из жизни люди, которые в годы войны были детьми. Поэтому такими ценными становятся для нас воспоминания о той жизни, и тем бережнее мы должны хранить память о Великой Победе.
Есть на карте Шуйского района деревня Клочково, окруженная живописными местами: тут и крутой берег Тезы, и развесистые дубы, и стройные берёзки в небольшой рощице. А рядом с деревней на берегу реки расположено так называемое Иваново городище, которое относят к раннему железному веку. Это памятник нашей древней истории — Клочковский археологический комплекс. Но самое главное, что и городище, и деревню на протяжении всего периода их существования населяли и населяют люди. И тут не возникает сомнений, что первично их трудами и усилиями создано всё, что нас окружает, и именно они передают и рассказывают, сохраняя для нас и потомков, истории родных сёл и городов.
Тамару Павловну Наряднову уж точно можно отнести к когорте долгожителей. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего десять лет. Родители — Павел Иванович и Анастасия Яковлевна Ефремовы — трудились в колхозе и воспитывали дочек — Тамару и Валентину. В июне 1941 года отец находился под Ковровом на сборах, и всех из этих лагерей сразу отправили на фронт. Павел Иванович два раза попадал в госпиталь, а после — снова в самое пекло. Он встретил долгожданную Победу в Берлине и вернулся на малую родину, хоть и с подорванным здоровьем и больными ногами, но живым — героем, на груди которого сияли ордена и медали. Из четырех его сестёр только одной посчастливилось дождаться мужа с фронта, а трех других война оставила вдовами. Две тётушки Тамары Павловны работали в военном городке, ещё одна была медиком — все они трудились во благо общего дела, приближая в тылу долгожданный 1945 год. У мамы — Анастасии Яковлевны, наоборот, было четыре брата (один из них в восемнадцатилетнем возрасте заболел чёрной оспой и умер) и одна сестра, которая была бригадиром и всё время пропадала на работе. Её муж был комиссован с фронта, лежал дома, и Тамара Павловна, будучи девчонкой, ездила нянчиться с их дочкой. Примечательно и то, что у одного из маминых братьев было аж девять детей!
Тамара Павловна, как сейчас помнит, помогала маме то сено таскать, то воду качать в резервуар: «Все обольемся водой, идём потом, а пальто с сапогами гремят на морозе. Или (лет двенадцать мне было) бригадир пошлёт полоть капусту, а нам лень и начнём плясать». Конечно, в деревне без своего хозяйства никто не жил, и родители нашей героини не были исключением: держали и корову, и поросёнка, и кур.
После школы Тамара Павловна хотела поступать в медучилище, но что-то не сложилось, и она устроилась на Шуйско-Егорьевскую фабрику браковщиком в товарной конторе. А сорок лет трудового стажа — явление исчезнувшей советской эпохи.
Супруг Тамары Павловны — Адольф Михайлович, судя по её рассказам, был человек решительный. Познакомились они, как и многие пары того времени, на вечеринке в клубе. Он уже отслужил в армии и, наверное, имел серьёзные виды на дальнейшую жизнь. Всю зиму молодые встречались. «Сидим как-то вечером дома, ужинаем, и вдруг заходят его мать и отец. Спрашивают:
«Удивились? Вот, сынок послал сватать». Сам жених в это время стоял на улице и курил, нервничал. Свадьбу сыграли 23 февраля. Платье у меня было креповое — серое в мелкий цветочек, а на второй день надела другое платье,» — такие вот подробности этого важного и счастливого дня навсегда остались в её памяти. Почти год жила молодая семья с родителями мужа. От их дома до фабрики Тамаре Павловне было не близко, да и попутчиков не было — ходила одна. Тогда и решено было купить дом в Клочково. Папа молодой хозяйки срубил сруб и на месте старого домика дружно и сообща построили новый. В 1962 году дом был готов и семья, к тому времени уже имеющая четырёхлетнего сына Александра, заселилась. Своя баня, большой огород, поросёнок и куры — хозяйство было немалое, успевай только управляться. Тамара Павловна всегда рассказывает, как бежала к своей маме: то корову подоить, а летом сена насушить. Но и мама очень помогала ей с сыном:
«Пойдет в поле, а я им еды наберу. Посадит внучка на одеяльце в меже…» Сын вырос, закончил школу, стал отличником ДОСААФ и отслужил три года в Германии. «У него отцова голова и почерк хороший — всё от отца,» — так с любовью говорит мама о своём единственном сыне. Александр работал на машине в деревне. В его семье родилось двое детей — сын и дочка.
Теперь Тамара Павловна также с любовью рассказывает о своих правнуках:
«Кирилл сейчас служит в Иванове, а Карина закончила 9 классов и думает: то ли в медицину, то ли в стюардессы. Как-то я глянула на внушительный арсенал косметики, которому удивилась, тогда внучка спросила: «Бабушка, а чем ты мазалась?» Я ответила: «Личико белое, щёчки красные!»»
Потом мы поговорили о маме. Когда Анастасия Яковлевна слегла, то дочка долгое время за ней ухаживала: «Иногда всю ночь не сплю — меняю маме постель. Было раз, может, стараясь не тревожить меня, она встала и упала. Подбегаю — лежит, пытаюсь поднять — никак… Однажды она мне и говорит: «Тамар, вот я никогда не говорила…сдай меня в дом престарелых…тебе легче будет…» А я ей: «Не выдумывай! Я же слышала, как ты ночью плакала!»» Слезы наворачиваются на глаза, когда слушаешь такие истории. Дочерняя любовь или назовите это дочерним долгом, да как угодно — в этом заложен глубокий сакральный смысл, понять который может не каждый или не каждому дано познать? Но это такое положительное чувство, которое основано на уважении и взаимопонимании, и реализуется оно в виде помощи и нежности, послушания и благодарности. 
   На мой вопрос о прожитых годах и о своей жизни Тамара Павловна ответила, что жили дружно: ни ругани, ни сплетен. Ежегодно деревня отмечала свой годовой праздник на Иванов день. В каждом дворе собиралась многочисленная родня, и дом Тамары Павловны не был исключением: «Стол накрывали просто, что имели — картошка, соленья, студень, кисель из клюквы, грибы. Песни пели, плясали!»
Великая Победа в Отечественной войне была уже не за горами, шёл 1945 год, который запомнился нашей героине, как самый голодный: «Намоем картофель — крахмал сдавали за деньги, а из остатков делали «шлёп-на-шлеп» и ели (лепёшки, сырьём для них служила прошлогодняя картошка из-под снега. От плодов оставалась только оболочка с крахмалом внутри). Или остатки гороха соберем в поле, мама обдаст кипятком — и тоже на лепёшки. Хлеба получали по 250 грамм — очень голодно было…»
Но несмотря на все выпавшие испытания, где было голодное, тяжёлое детство и простая, трудовая жизнь со своими взлетами и падениями, Тамара Павловна в заключение нашей беседы ещё раз повторила: «Жили хорошо, весело. О прожитом не жалею. Да и что за жизнь, когда кругом зависть и зло?»
Тамара Павловна Наряднова, спасибо Вам за труд, терпение и любовь! Здоровья Вам и Вашим близким! 
Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.