Для людей старшего поколения 1980 год чаще ассоциируется с Олимпийскими играми, которые проходили в нашей столице. Но мало кто знает, что в этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» появился День работников легкой промышленности. На протяжении всех этих лет, второе воскресенье июня является профессиональным праздником для огромного количества россиян. А так как наша Ивановская область была и остается лидером в этой отрасли, то этот праздник для нас очень свой, родной. 

Лёгкая промышленность, как сектор крупной фабричной индустрии, пришла в Россию во второй половине восемнадцатого века: именно тогда стали появляться первые государственные полотняные и суконные мануфактуры, которые и одевали жителей дореволюционной страны. А пик активного роста близкой всем нам текстильной промышленности начался в XIX веке, когда предприниматель Савва Морозов сумел вывести отечественное производство ткани на международный уровень.  Следующий виток роста принесла советская эпоха, где экспорт российских товаров, включая текстиль и обувь, стал еще больше.
К основным отраслям лёгкой промышленности относятся текстильная, швейная, трикотажная, кожевенно-обувная, меховая и галантерейная.
Профессиональный праздник всегда является поводом показать достижения отрасли и отметить заслуги людей, которые в ней трудятся. Поэтому руководство больших и маленьких компаний поздравляет свои коллективы, в честь которых проводятся разные торжественные мероприятия, выставки тканей или изделий, ярмарки, показы мод.
Вряд ли ошибусь, если выскажу предположение, что в советские годы практически у каждого нашего земляка был в родне или среди знакомых тот, кто вносил свою лепту в развитие этой очень «нелёгкой» легкой промышленности. Вот и наша сегодняшняя героиня выросла в такой семье. Юлия Владимировна Макарова была вторым ребенком, родившись на пять лет позже сестры Светланы. Мама — Ольга Михайловна — стала единственным ребёнком у своих родителей, но никогда не испытывала недостатка в сёстрах и братьях, пусть и в двоюродных. И как водится или уже водилось — на все значимые праздники и просто выходные огромная родня собиралась вместе. Если брать в расчет, что со стороны папы — Владимира Петровича — присутствовали ещё тётя и дядя со своими семьями, то компания получалась внушительная. «Для меня эти ощущения рода и большой семьи навсегда осталось внутри. Взрослые постоянно вспоминали какие-нибудь истории из своего детства — от грустных до смешных. Времена были такие, что к званым праздникам шла подготовка: доставались по блату деликатесы к столу или ездили автобусом до столицы. А вот, если гости нагрянули неожиданно, как чаще и случалось, то проблемы накрыть стол совсем не было: картошка, а к ней десять видов солений и даже припрятанная для таких случаев колбаска. Акцент был совсем не на то, что на столе, а на общение. Это были и новости, и воспоминания, и разговоры «за политику», ну и куда ж без песен — они звучали всегда. Могли и соседи на «огонек» заглянуть, а летом и до плясок у дома доходило,»- вспоминает Юлия Владимировна. Её отец был родом из Костромской области, но, оставшись сиротами, их (троих детей) забрал к себе родной дядька, у которого в наших краях было крепкое хозяйство и рабочие руки всегда требовались. А мама жила в городе вместе с родителями. Деревянный дом, построенный ещё предками, претерпел уже капремонт и вполне может служить верой и правдой следующим поколениям их рода.
Михаил Антипович Колесов — дед Юлии Михайловны по материнской линии — ушёл на фронт в возрасте двадцати трёх лет, не успев жениться и оставить наследников. Вместе с его родителями провожала и ждала бойца невеста — бабушка Вера Семёновна. После тяжёлого ранения в ногу деда комиссовали, и до конца жизни он ходил с помощью костылей.
Бабушка всегда рассказывала, что неустанно благодарила небеса: он вернулся живым. Говорит, всякое бывало: иногда чувствовала себя очень счастливой, а порой испытывала стыд и неудобство перед вдовами и старалась прятать свою радость. Боевые раны сделали своё дело — дед не увидел внуков. А вот бабушка дожила до девяностолетнего возраста, правда, уже плохо узнавала родных.  Нам тогда и в голову не могло прийти сдать её в дом инвалидов — не по совести это, не по – христиански. Конечно, чудачила она, всякое было: и смех, и слезы, и любовь».
Возвращаясь к лёгкой промышленности надо отметить, что мама Юлии Владимировны работала прядильщицей на Тезинской фабрике, а папа — наладчиком на «Шуйском пролетарии». «Я всегда ощущала на себе любовь родителей, хоть в те времена и не принято было говорить об этом напрямую. Это было интуитивно. Мне разрешали приводить подружек домой, мы вместе что-то пекли, найдя рецепт в отрывном календаре или списав у знакомых. Играли в разные игры: тут и куклы были, и скакалки, и прятки. Мама любила рядить меня, как раньше говорили. И первая любовь у меня случилась лет в пятнадцать — мальчик Саша. Он был ровесник, бывал часто у нас дома, как гость и родители относились к этому спокойно. Но меня ждала учеба после восьмилетки, а его впереди — армия, через которую наша «любовь» не прошла проверку».
Юлия Владимировна закончила наше медучилище. Получив диплом, вскоре «выскочила», по её словам, замуж. Виктор работал водителем автобуса, где молодые и познакомились.
Любому человеку свойственно мечтать, строить планы на жизнь. Так оно и было в размеренной жизни советской страны. Но грянувшая «перестройка» и последовавшие за ней перемены в стране и в сферах жизни стали для многих серьёзными испытаниями и крахом мечтаний. Юлия Владимировна, конечно же, хотела работать по специальности — надевать беленький халатик и общаться с покупателями в аптеке. Но к моменту её выхода из двух декретов, в которых родились дочка и сын, профессия фармацевта не приносила дохода, чтобы оставаться на «плаву» жизни. К этому моменту её супруг, привыкший к «шабашкам» и «лёгким» деньгам стал часто появляться дома в нетрезвом виде. У супругов случались скандалы, которые скрыть, живя вместе с родителями, было совсем не просто. «До конца дней буду благодарна своим родителями не только по факту своего рождения, но и за то, что в самые трудные для меня времена, как мне тогда ощущалось, они были моей поддержкой и опорой. Воспоминания о родителях, тем более уже ушедших в мир иной, всегда наполняют глаза слезами. Они взяли на себя все хлопоты, связанные с внуками: водили на секции и в музыкальную школу, кормили-поили, пока их мать, разведясь с мужем, нахватала работ и подработок. Я строчила на дому постельное белье, где был конкретный план и сроки сдачи. Ещё была ночным сторожем в садике, уборщицей в магазине… Как вспомню это время — самой жутко и не верится, что было…»
Но пожившие и повидавшие уж точно знают: после самой темной ночи всегда наступает рассвет.
Юлия Владимировна в этом году отметила свой 55-летний юбилей. В родительском доме она живёт вместе с семьёй дочки Татьяны. И теперь пришла ее очередь помогать детям с внуками. «Да, растущее поколение очень отличается от того, что было даже двадцать лет назад. Но мир, как держался на определённых ценностях, так и выстоит только благодаря им. Поэтому я стараюсь и разговаривать, и читать, и рассказывать — вкладывать в эти юные головы главное — любовь к старшим, к младшим, к природе, к Родине, к людям…»
Юлия Владимировна продолжает работать, к слову сказать, в сфере лёгкой промышленности: за эти годы она стала профессиональной швеёй. На мой вопрос, счастлива ли она в этой «точке» своей жизни — ответила «да». Её рецепт: лучше маленькие радости, но постоянно, и на это способен каждый из нас — мы сами творцы своей жизни. Младший сын — Максим — тоже женат и пока не осчастливил бабушку внуками, но в планах «не меньше троих».
Мы расставались с Юлией Владимировной, а над город стоял розовый закат. И память «вытолкнула» когда — то прочитанные строки:
…Потухают закаты,
пламенеют  рассветы,
Всё даётся по силам,
только помни об этом…
Наша газета поздравляет всех, кто работал и кто продолжает трудиться в сфере лёгкой промышленности!
А еще завтра один из главных христианских праздников после Пасхи и Рождества Христова — Троица, который всегда отмечается на 50-й день после Пасхи.
Наверное, сейчас как никогда важно вспомнить высказывание апостола Павла: «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20). Эти слова означают, что подлинное причастие к жизни вечной обнаруживается не в словах, а в той духовной силе, которая проявляется в жизни, во всех делах и поступках.
Всем мира, добрых помыслов и здоровья! 

Елена Антошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.