Какая ответственность предусмотрена за осквернение символов славы России?
В Уголовном кодексе Российской Федерации частью 3 ст. 354.1 предусмотрено, что действия лиц по распространению выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично, наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ответственность за прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности
Федеральным законом от 29.12.2022 № 586-ФЗ в Уголовном кодексе Российской Федерации введена статья 281.2, в соответствии с которой прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления диверсионной деятельности либо совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 281 данного Кодекса, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Ответственность за создание и участие в диверсионном сообществе
В соответствии с частью 1 статьи 281.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, создание диверсионного сообщества, то есть устойчивой группы лиц, заранее объединившихся в целях осуществления диверсионной деятельности либо для подготовки или совершения одного либо нескольких преступлений, предусмотренных статьей 281 данного Кодекса, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии, а равно руководство таким диверсионным сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
С учетом части 2 данной статьи, участие в диверсионном сообществе наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией
Ежегодно 9 декабря во всём мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции – международно-правовой документ принят на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступил в силу 14 декабря 2005 года.
Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции дало ясно понять, что международное сообщество полно решимости предотвращать и искоренять коррупцию. Конвенция служит предупреждением для коррумпированных субъектов и провозглашает, борьбу как мирового сообщества, так и национальных обществ с любыми проявлениями коррупции.
Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года. День начала работы конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией. В настоящий момент к Конвенции присоединились 172 государства.
Конвенция ООН против коррупции реально стала частью российского законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности. Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. Усилия сосредоточиваются на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, а также возмещении причиненного вреда.
Однако борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.
Каждый человек может внести свой вклад в борьбу с коррупцией, чтобы способствовать повышению устойчивости и честности на всех уровнях общества.
Какие изменения внесены в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»?
Федеральным законом от 02.11.2023 № 526-ФЗ внесены изменения в статью 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) и статью 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).
Указанным законом часть 1 статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ изложена в новой редакции.
Так, пунктами 1-11 части 1 статьи 15.3 приведенного Федерального закона определен перечень информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», доступ к которой подлежит ограничению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.
Расширен перечень информации, распространяемой с нарушением закона, к которой отнесены: сведения, содержащие предложения о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий, контртеррористической операции или иных действий с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация, а также сведения о возможных способах осуществления такого финансирования; сведения об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением религиозными организациями обрядов и церемоний в нарушение требований пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ; сведения, позволяющие получить доступ к информации или материалам, указанным в пунктах 1-10 части 1 статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ.
Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит двустороннюю реституцию, поэтому истребование взятки в бюджет по ст. 169 ГК РФ недопустимо
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2024 № 8-КГ24-248-К4, сделки, если они общественно опасные и имеется обусловленный этим уголовно-правовой запрет, могут образовывать состав преступления (передача денег с противоправной целью).
Квалификация одних и тех же действий как сделки по Гражданскому кодексу Российской Федерации и как преступления по Уголовному кодексу Российской Федерации влечет разные правовые последствия. Ничтожность по ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет общие последствия (ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации), а взыскание в доход Российской Федерации полученного имущества возможно в случаях, предусмотренных законом, к которому Уголовный кодекс Российской Федерации не относится.
Изъятие наркотических средств из тайника по заданию неустановленного владельца не образует хищения (ст. 229 УК РФ)
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2024 № 89-УД24-10-К7, по делам о хищении наркотиков подлежит доказыванию их принадлежность конкретному владельцу.
В этой связи ссылка на противоправное, незаконное изъятие наркотика у собственника, который не известен, является несостоятельной.
Если в дорожно-транспортном происшествии пострадал ребенок, то суд обязан выяснить его мнение о примирении для прекращения уголовного дела
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2024 № 81-УДП24-11-К8, если мнение несовершеннолетнего потерпевшего о примирении не совпадает с мнением законного представителя, то основания для ст. 76 Уголовного кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Следует учитывать, что объектами преступления по ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации являются отношения безопасности дорожного движения, а также здоровье и жизнь человека.
Имеет ли осужденный к лишению свободы, который привлекается в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, право на краткосрочные и длительные свидания с родственниками?
Федеральным законом от 22.06.2024 № 153-ФЗ внесены изменения в статью 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которыми уточнен порядок осуществления права осужденного к лишению свободы, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), свидетеля либо потерпевшего, на краткосрочные и длительные свидания.
Установлено, что право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на краткосрочные и длительные свидания с родственниками и иными лицами (за исключением свиданий с защитником и нотариусом, предоставляемых в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») осуществляется при наличии письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело в отношении этого осужденного. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание может заменяться правом на краткосрочное свидание, право на краткосрочное или длительное свидание – правом на телефонный разговор.
Указанные изменения вступают в силу с 20.12.2024.
О выходных днях родителя-военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеющего ребенка-инвалида на иждивении
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, основной отпуск предоставляется военнослужащим, имеющим ребенка-инвалида без ограничения по возрасту, по желанию в удобное для них время.
Работающему родителю (опекуну, попечителю) являющемуся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами.
Выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению.
Кроме этого, однократно в течение календарного года (с 01.01 по 31.12) допускается использование до 24 дополнительных выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году. Если одним из родителей (опекуном, попечителем) использовано менее 24 указанных дополнительных выходных дней, другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же календарном году предоставляются оставшиеся дополнительные выходные дни.
Представитель в гражданском процессе по устному ходатайству
В силу положений ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя на ведение дела могут быть определены в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, выданной представляемым лицом, а также документами о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности.
Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия, однако право представителя на подписание процессуальных документов должно быть специально оговорено в доверенности.
Стоит отметить, что в соответствии со ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.
В свою очередь не могут быть представителями в суде судьи, следователи, прокуроры, помощники судей, работники аппарата суда и иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ст. 51 ГПК РФ).