Декабрь — годопроводец: год кончает, зиму начинает
Вслед за роскошно тёплой осенью, как видим, наступила и тёплая зима. Даже те, кто не особо жалует холод и это время года, сходятся в едином мнении с любителями морозов и зимних забав: снега очень не хватает! Декабрь, хоть и первый месяц зимы, но ещё наши предки подмечали, что раз в десять лет он бывает тёплым: одна за другой следуют оттепели, и снег долго не покрывает землю. Ну, а в остальные девять лет морозы обычно крепчают в декабре, а их пик приходится на большие праздники, откуда и повелось их название: введенские, никольские, спиридоньевские. «Одна у декабря сила — много праздников, да морозы засилье берут». Действительно, этот месяц богат на церковные праздники, к коим относятся Введение во храм Пресвятой Богородицы, Юрьев день, Никола зимний, Спиридоньев день, а также отмечаются дни памяти святой Екатерины и Андрея Первозванного. А ещё идёт Рождественский пост, который завершится Рождественским сочельником. И вообще, православный декабрь живёт приготовлениями к великому дню — Рождеству Христову, открывающему весёлую пору Святок, а светский декабрь живёт ожиданием Нового года — праздника, любимого как детьми, так и взрослыми.
Если заглянуть в календарь, то на сегодняшнюю дату приходится Международный день гражданской авиации. Это профессиональный праздник летного состава: пилотов, штурманов, бортмехаников, стюардесс. К торжествам также присоединяются работники наземных служб: диспетчеры, техники, заправщики, сотрудники различных структур аэропортов. Своим считают этот день и работники конструкторских бюро, авиастроительных предприятий, преподаватели и студенты профильных учебных заведений. Все специалисты авиационного персонала гражданской авиации России будут принимать поздравления ещё и 9 февраля — в День работника гражданской авиации РФ.
А православные люди почитают сегодня Екатерину Александрийскую (в простонародье — Катерина Санница). С этого дня у наших предков начинались катания на санях и санках. В катаниях на санях обычно было многолюдным и заканчивалось пышным застольем. А девушки, мечтающие о замужестве, могут погадать на суженного в ночь на Катерину.
В декабре нашу рубрику открывает Ольга Сергеевна Глотова. Она встретила меня дымящимися пирогами, специально затеянными для «человека из газеты». Мы пили чай и вместе листали толстые страницы семейного фотоальбома, большую половину которого составляли аккуратно расположенные черно-белые фотографии. Да, современный мир с его прогрессом и технологиями, лишил нас даже этого простого занятия, наполняющего память воспоминаниями о родных и близких, о своём детстве и юности. И вроде бы совершенно чужие люди на этих снимках казались до боли знакомыми, напоминая одеждой, прической, взглядом и причастностью к определённой эпохе, людей из нашего семейного альбома. Сама Ольга Сергеевна сетует, что никак не выберет время, чтобы распечатать накопившиеся на носителях фотографии и создать уже свой фотоархив. Ее дед по отцовской линии — Иван Степанович Ильин — погиб в первые месяцы Великой Отечественной. Его силуэт еле различим на снимке, который уже пожелтел и потрескался от времени. После войны, бабушка Елизавета Григорьевна вышла замуж за вдовца, и к своим двоим сыновьям прибавилась ещё пара детей. Отец Ольги Сергеевны был младшим в новом семействе, но скидок на возраст не было, да и сам он старался во всём быть полезным и сопричастным к любым делам. К окончанию войны ему было уже девять лет, и тяжести военного и послевоенного времени не смогла вычеркнуть из памяти даже последующая мирная и размеренная жизнь страны — эти годы впечатались в сознание до конца дней, хоть он и не любил об этом вспоминать. Сергей Иванович служил на Дальнем Востоке, а, дембелизовавшись, вернулся в родной город и устроился на фабрику «Шуйский пролетарий». «Папа любил рассказывать, что работал в окружении «невест» и те, что побойчее, часто задевали его своим вниманием, но дальше шуток и переглядов дело не доходило, и сердце оставалось свободным. А с мамой они познакомились в Городском саду. Прогуливались с приятелем в выходной день и подсели на лавочку к двум хохочущим землячкам: мол вы так задорно смеётесь, может, и нас развеселите? А потом папа облегченно выдохнул, когда, проводив подружек до дома, парни выяснили, что понравилась им не одна и та же: ломать дружбу из-за девчонки они были не готовы».
Будущая супруга — Тамара Владимировна — работала на соседней фабрике ткачихой. Сергей Иванович не скрывал своих серьёзных намерений, поэтому по весне, повстречавшись почти полгода, пришел с родителями свататься. На дворе стоял 1961 год, а уже в 1962 году родилась в молодой семье дочка Светлана, которой родители через три года подарят сестрёнку Лёлю. «Мы жили обычной советской семьей, которая, как и другие в нашем городе, имела своих «блатных» знакомых, чтобы к главным праздникам иметь на столе копченую палку колбасы, а к лету — новый отрез шёлка для платья. Наши родители, не без помощи своих, конечно, купили небольшой домик, и вот сколько я себя помню, папа весь свой отпуск занимался его ремонтом: то внутренним, то внешним. Придомовая территория с улицы тоже всегда была ухожена во все времена года. Может, я уже бурчу по-стариковски, но мне есть с чем сравнить: наблюдаю часто неухоженность внешнего фасада домов и земли рядом — хозяева обеспокоены только своим «внутренним миром»… раньше такого практически не было».
Про детские годы Ольга Сергеевна говорит так — прошла всё, что полагалось советскому ребёнку: ясли, детский садик и школу. «Я могу неустанно рассказывать моим внукам о своём самом счастливом детстве на свете! Да-да! Именно таким оно и было у нас с сестрой несмотря на то, что между собой мы и поругаться могли и даже помахать руками. Теперь вспоминаем это с улыбкой и радуемся, что есть друг у друга». Светлана Сергеевна училась в областном центре, а потом долгое время трудилась в детском саду. Сейчас они с мужем на пенсии, а от двоих сыновей у них пока двое внуков.
«Мой муж — Виктор Григорьевич — был моим одноклассником. Я на него и внимания — то не обращала: невысокий, «тихий троечник». Да, наверное, я понимала, что нравлюсь ему. Какое — то время мы сидели за соседними партами, и он частенько угощал меня леденцами. В те годы была очень влюбчивой: выберу себе объект для воздыхания — будь то принц из киносказки или мальчишка из параллельного класса — и чахну по нему!» После десятилетки Ольга Сергеевна поступила в наш пединститут. На практике в сельской школе отчетливо поняла, что преподавание — не совсем то, чем она хотела бы заниматься и заочно поступила на экономическое отделение. А Виктор за это время получил специальность автослесаря, отслужил в армии и устроился работать на мебельную фабрику. Лёля жила себе и не подозревала, что Виктор на её счет имел далеко идущие планы: учился, служил, работал и представлял, как в один день она обратит на него внимание. Видимо, их союз был предрешён небесами: он тянул с объяснениями, а она параллельно этому откладывала замужество, увлечённая учёбой и свободой…
«Стоял февраль, и мы увиделись в школе на встрече выпускников. Конечно, я не сразу признала в парне с крепкой фигурой того школьного Виктора. Он изменился, повзрослел и смотрел на меня взглядом мужчины, а не мальчика. Мы пообщались: я болтала о себе, он рассказывал свои новости и планы. А уже на мартовский праздник пришёл ко мне с мимозами и сделал предложение». Можно у каждого спрашивать, что такое любовь и получать совсем разные ответы. У каждого своё видение, ощущение и представление этого чувства. Ответ нашей героини был таков: любовь — это работа. «Я вышла замуж, потому что поверила в серьёзность будущих отношений. Виктор вскружил мне голову и взял меня тепленькой, не давая времени одуматься, понять, осмыслить,»- весело объясняет свой шаг женщина, которая ни разу не пожалела об этом за прожитые почти сорок лет вместе. Он дарил ей свою заботу и любовь, решал все мужские вопросы и дела, а ей ничего не оставалось, как чувствовать себя любимой и нужной. «Счастлив тот человек, который любим и любит. А ещё счастливее тот, кто сумеет это чувство не расплескать, сохранить и пройти с ним через годы. А это уже труд, где трудятся двое и понимают, зачем это делают».
В этом счастливом браке родились мальчик и девочка. Сын Павел пробует освоиться на новом месте — переехал с женой и двумя детьми в Подмосковье. Анастасии сейчас тридцать лет, и основу её жизни составляет работа, а папа с мамой стараются неназойливо напоминать о создании семьи.
«Любовь — это работа, и, возможно, гораздо более трудная, чем та, которую мы выполняем на службе. В любви не бывает нерабочего времени, выходных и отпусков. Как только ты перестаешь трудиться над отношениями с дорогим человеком, они начинают становиться все более хрупкими и рискуют в любую минуту надломиться».
Олег Рой
Елена Антошкина